| кабальные и крепостнические отношения в нашей деревне. А в этом ведь
гвоздь вопроса. Нам сулят
"европейское" преобразование нашего отсталого земледелия при сохранении
экономического и политического всевластия класса крепостников — Пуришке-вичей. Посулы остаются посулами, а каково сейчас
положение дела в деревне, после всех тех прогрессов,
которыми хвастает правительство? Каково сейчас, в данное время,
распространение кабалы и крепостнической придавленности массы крестьян??
Для разъяснения этого вопроса я возьму в
свидетели такой журнал, руководитель которого заслужил недавно — и вполне справедливо — восторженные
похвалы самого Антония Волынского, а вместе с ним, конечно, таких
известных своей реакционностью (и своей готовностью быть прислужником
правительства) писателей, как Розанов из "Нового Времени". Это — не
какой-нибудь "левый" журнал, боже упаси! Это — журнал людей, которые повторили все нападки и бранные выходки
реакционеров против революции. Это — журнал, в котором защищают горой
всяческую поповщину и неприкосновенность помещичьей собственности. Вы
догадались, вероятно, что я говорю о "Русской
Мысли".
Этот
журнал, в виде исключения, сказал правду и привел данные, точные данные о распространении в России таких явлений, как испольщина
и зимняя наемка. Все знают, что это — самые обычные,
повседневные вещи в нашей деревне. Но "все" предпочитают говорить, о чем
угодно, только не об этих повседневных вещах.
"Зимние наемки,
— пишет названный журнал, — разве это не нелепость в наш век, век электричества
и аэропланов? А эта форма рабства и кабалы продолжает процветать и посейчас,
играя роль пиявок на народном организме...
Зимние наемки сохранили во всей свежести крепостной термин "обязанных" крестьян".
Эта оценка зимней наемки принадлежит не мне,
а журналу, известному своей ненавистью к революции. Рабство, кабала, крепостничество — вот как вынуждены
Предыдущая страница ... 170
Следующая страница ... 173
|