ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ETTTF, ОДНО
УНИЧТОЖЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА стр. 41
|
"естественной" политической
экономии, которая стала теоретической основой буржуазного экономического
либерализма... В самом деле, если в экономической жизни царит естественный
закон, то не может быть фактов этой жизни, не согласных с естественным законом,
его нарушающих. Между тем либеральная
"естественная" политическая экономия постоянно в книгах и жизни вела борьбу с
такими фактами... После крушения буржуазно-либеральной политической
экономии об "естественном законе" стало даже как-то
неприлично говорить. С одной стороны, явно ненаучно выделять из целого
принципиально единого общественно-экономического процесса какие-то
отдельные стороны, отношения, явления, как "естественные", и трактовать их как
особую категорию явлений. С другой стороны, провозглашение "естественного закона", хотя оно и в самом экономическом
либерализме покоилось на неосознанном этическом мотиве, было этически
дискредитировано, как прием оправдания или увековечения известных, имеющих лишь
временное значение социальных отношений и форм, как "буржуазная" апологетика"
(56—57).
Так разделывается автор с идеей естественного
закона. И это пишет человек, который вынужден признать, что "материалист Маркс через весь XVIII век протягивает руку материалисту Петти"
(56) и что "Петти — самый яркий, самый выпуклый выразитель могущественного
тока, который в ту эпоху шел к обществоведению от естествознания" (50).
Могущественный ток к обществоведению от естествознания шел, как
известно, не только в эпоху Петти, но и в эпоху Маркса. Этот ток не менее, если
не более, могущественным остался и для XX века. Как же можно в сочинении, претендующем на научность и ставящем себе задачей изучение
"философских мотивов экономического мышления", поднимать вопрос об этом "токе" и о материализме Петти и Маркса,
не выясняя абсолютно ничего насчет философских предпосылок и выводов
естествознания??
Но такова именно вся манера Струве: поднимать или,
вернее, задевать тысячу и один вопрос,
обо всем "говорнуть", все представить взвешенным и учтенным, а на деле ничего
не дать, кроме окрошки цитат и беглых замечаний.
Вопиющая неправда, будто идея естественного
закона в политической экономии потерпела крушение, будто
Предыдущая страница ... 40
Следующая страница ... 42
|
|