ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 36
| "natural price" , т. е. в объективную ценность позднейших
экономистов" (XXV).
Здесь мы видим главную мысль (или, вернее, главную мыслебоязнь)
г-на Струве и типичные приемы этого автора. Чтобы дискредитировать научный
закон стоимости, г. Струве усиливается
сблизить его с "этическим" законом канонистов. Доказательств у г. Струве,
разумеется, нет и тени. Если он пишет "мы видим", ссылаясь в примечании на одно
место (не относящееся к делу) из сочинения русского кантианца 1810 года, то
можно себе представить, каково было затруднительное положение нашего ученого в поисках за доказательствами!
Г-н
Струве не может не знать, что всякий научный закон, а вовсе не один только закон
ценности, понимался в средние века в религиозном и этическом значении. И законы естествознания толковались канонистами
подобным же образом. Поэтому нет никакой возможности взять всерьез
сближения закона цены у канонистов и у представителей классической
политической экономии. Эту "мысль" г-на Струве нельзя назвать мыслью; здесь
просто мыслебоязнь, прикрываемая чисто ребяческой проделкой.
Г-н
Струве продолжает:
""Закон
ценности" становится "idee fixe" политической экономии. И "универсалистический" ("реалистический")
мотив мышления выступает в этой области всего ярче у того писателя, у которого
он сочетается с наибольшей широтой общей философской концепции экономической
науки, — у Маркса. Этот мотив
соединяется у него с невыработанным в деталях, но тем более цельным
материалистическим миросозерцанием.
Трудовая ценность превращается не только в закон, но и в "субстанцию" цены. Как
эта механически-натуралистическая и в то же время "реалистическая"
концепция ценности тщетно пытается вместить в себя мир эмпирических явлений
хозяйственной жизни и завершается грандиозным и безысходным противоречием, на
этом мы уже останавливались не раз в наших работах".
— "внутреннюю, истинную ценность", "естественную, объективную ценность",
"естественную цену". Ред.
Между прочим,
признавая, что "позднейшие" (по сравнению с средневековыми канонистами) экономисты
имеют в виду как раз объективную "ценность", г. Струве сразу выдает
неправильность своего субъективистского
настаивания на слове "ценность" в противоположность "объективной" "стоимости".
Предыдущая страница ... 35
Следующая страница ... 37
|
|