|
сплетням и пересудам, а побольше считались с идейной борьбой среди
марксистов, тогда они знали бы, что А. Богданов создал в своих книгах известную
социально-философскую
систему и что против этой системы, как немарксистской и противомар-ксистской, высказались все марксисты
без различия фракций. Все интересующиеся историей марксизма и рабочего
движения в России знают, а кто не знает, тот должен поучиться, почитать
и узнать, что за вопросом о сотрудничестве А. Богданова в рабочей газете стоит более существенный, принципиальный
вопрос об отношении между философией Маркса и учением А. Богданова. Этот
вопрос разобран, рассмотрен, разжеван в книгах, брошюрах, статьях.
Политическая точка зрения на сотрудничество того или другого литератора в
рабочей прессе состоит в том, чтобы судить об этом не с точки зрения стиля,
остроумия, популяризаторского таланта данного писателя, а с точки зрения его
направления в целом, с точки зрения того, что несет он своим учением в
рабочие массы. Марксисты убеждены, что совокупность литературной деятельности
А. Богданова сводится к попыткам привить
сознанию пролетариата подмалеванные идеалистические представления буржуазных
философов.
Если кто-либо думает, что это не так, что в споре о философских основах
марксизма прав не Плеханов,
не Ильин, а Богданов, тот и должен выступить с защитой системы Богданова, а не с указаниями на то, что та или
иная популярная статья Богданова может найти себе место на страницах
рабочей газеты. Но мы не знаем защитников системы Богданова в среде марксистов. Против его учения выступили не только его
"фракционные" противники, но и его бывшие сотрудники по политической
группе.
Так
обстоит дело с Богдановым. Его попытки "изменить" и "подправить" марксизм —
разобраны марксистами и признаны чуждыми духу современного рабочего движения. Ответственность за его литературную и всякую
другую деятельность сложили с себя те группы, с которыми он работал.
Можно относиться к А. Богданову
Предыдущая страница ... 337
Следующая страница ... 340
|