| землевладельческими
хозяйствами — мы всегда, без всякого исключения, видим большую национальную пестроту рабочих, чем в
захолустной, мирной, сонной деревне?
Городскому рабочему, который всего лучше знаком с развитым капитализмом
и всего глубже воспринял —
из всей своей жизни, впитал даже может быть с молоком матери психологию
классовой борьбы, — такому рабочему невольно и неизбежно приходит в голову, что
разделение школьного дела по национальностям не только вредная затея, но
и прямо мошенническая, шарлатанская со стороны капиталистов. Рабочих можно
раздробить, разделить, ослабить проповедью такой идеи, а еще более
разделением народных школ по нациям, тогда
как капиталистам, дети которых превосходно обеспечены богатыми частными
школами и особо нанимаемыми учителями, ни в каком случае никаким
раздроблением, никаким ослаблением никакая "культурно-национальная автономия" грозить не может.
На деле "культурно-национальная автономия", т. е. абсолютно чистое
и последовательное разделение школьного дела по национальностям, выдумана не
капиталистами (они пока погрубее приемы употребляют для разделения
рабочих), а оппортунистической, мещанской интеллигенцией Австрии. Ни в одной
из западноевропейских, демократических
стран с пестрым национальным составом этой гениально-мещанской и гениально-националистической
идеи нет и в помине. Только на востоке Европы, в отсталой,
феодальной, клерикальной, чиновничьей Австрии, где всякая общественная и
политическая жизнь застопорена
мизерно-мелкой дракой (даже хуже: сварой, потасовкой) из-за языков, возникла
эта идея отчаявшегося мелкого буржуа. Хоть бы разгородить раз навсегда все
нации с абсолютной чистотой и последовательностью на "национальные курии"
в школьном деле, если нельзя помирить кошку с собакой! — вот психология,
породившая глупенькую "культурно-национальную автономию". Пролетариат, сознающий и ценящий свой интернационализм,
Предыдущая страница ... 173
Следующая страница ... 177
|