|
автономную группу, которая совершенно самостоятельно ведает всеми
своими национальными (языковыми и культурными) делами". Эту программу защищал
не только Кристан, но и
влиятельный Элленбоген. Но она была снята, за нее не нашлось ни одного голоса. Принята программа территориалистическая,
т. е. не создающая никаких национальных групп "без отношения
к территории, занимаемой членами нации".
В принятой
программе § 3-ий гласит: "Самоуправляющиеся области одной и той же нации образуют вместе национально-единый союз,
который решает свои национальные дела вполне автономно" (ср.
"Просвещение", 1913 г., № 4, с. 2858). Ясно, что и эта компромиссная
программа неверна. Поясним примером. Немецкая община колонистов в Саратовской губернии плюс немецкое предместье
рабочих в Риге или в Лодзи плюс немецкий поселок под Питером и т. д.
образуют "национально-единый союз" немцев в России.
Очевидно, что требовать подобной вещи, закреплять такого союза
с.-д. не могут, хотя они нисколько не отрицают, разумеется, свободы всяких
союзов и в том числе союза любых общин любой национальности в данном
государстве. Но выделением, по государственному
закону, немцев и т. п. из разных местностей и классов России в единый
немецко-национальный союз могут заниматься попы, буржуа, мещане, кто угодно —
только не социал-демократы.
5.
РАВНОПРАВИЕ НАЦИЙ И ПРАВА НАЦИОНАЛЬНОГО
МЕНЬШИНСТВА
Самый распространенный прием российских
оппортунистов при обсуждении национального вопроса, это — ссылаться на пример Австрии. В моей статье
в "Северной Правде" (№ 10 "Просвещения", с. 96—98), на которую обрушились
оппортунисты (г. Семковский в "Новой Рабочей
Газете", г. Либман в "Цайт"), я утверждаю, что есть только одно решение
национального
См. настоящий том, стр. 116—119. Ред.
Предыдущая страница ... 136
Следующая страница ... 138
|