|
(скажем
так для краткости: требования последовательных марксистов). И рабочие, и
крестьянские, и общеполитические требования одинаково злободневны для
масс, одинаково выдвинуты и потребностями рабочего движения и
"всем ходом русской жизни". С точки зрения "частичности", любезной нашему
поклоннику умеренности и аккуратности, все три требования тоже
одинаковы: они "частичны" по отношению к конечному, но они очень высоки по
отношению, например, к "Европе" вообще.
Почему же "Луч" принимает 8-часовой рабочий день и отвергает остальное?
Почему он
решил за рабочих, что 8-часовой рабочий день "играет роль" в их
повседневной борьбе, а общеполитическое и крестьянское требования не играют
такой роли? Факты говорят
нам, с одной стороны, что рабочие в повседневной борьбе выдвигают и общеполитическое
и крестьянское требования, — ас другой стороны, что борются они часто
за более скромные сокращения рабочего дня.
В чем
же дело?
Дело в реформизме "Луча", который эту свою либеральную
ограниченность сваливает, по обычаю, на "массы", на "ход истории" и пр.
Реформизм вообще состоит в том, что люди ограничиваются
агитацией за изменения, не
требующие устранения главных основ старого, господствующего класса, — изменения,
совместимые с сохранением этих основ. Восьмичасовой рабочий день
совместим с сохранением власти капитала. Русские либералы, чтобы привлечь
рабочих, сами готовы подписать ("по
возможности") это требование. Те же требования, за которые
"агитировать" "Луч" не желает, несовместимы с сохранением основ
докапиталистического, крепостнического
времени.
"Луч"
изгоняет из агитации именно то, что неприемлемо для либералов, не желающих устранения помещичьей власти, но желающих
только дележа власти и привилегий. "Луч" изгоняет именно то, что
несовместимо с точкой зрения реформизма.
Вот где
зарыта собака.
Предыдущая страница ... 86
Следующая страница ... 88
|