|
свободы и у себя дома и на Балканах, она стремится только к наживе на
чужой счет, она разжигает шовинизм и национальную вражду, чтобы облегчить себе
политику грабежа, чтобы затруднить
балканским угнетенным классам свободное развитие.
Русский шовинизм по поводу балканских событий не менее
отвратителен, чем европейский. А прикрытый, нарумяненный, закрашенный
либеральными фразами шовинизм кадетов еще отвратительнее и еще вреднее, чем
грубый шовинизм черносотенных газет.
Эти газеты открыто науськивают на Австрию, — в этой, самой отсталой из европейских
стран, стране народам обеспечено (заметим в скобках) несравненно больше
свободы, чем в России. Кадетская же "Речь" по поводу взятия Адрианополя писала:
"новые обстоятельства дают русской дипломатии полную возможность быть более настойчивой...".
Хороши
"демократы", которые прикидываются непонимающими того, что речь может идти
только о настойчивости в преследовании шовинистических целей! Неудивительно,
что на обеде у Родзянко, 14 марта, Милюков и Ефремов, Гучков, Беннигсен, Крупенский и Балашов дружно сошлись вместе.
Националисты, октябристы, кадеты, это — лишь разные оттенки
отвратительного, бесповоротно враждебного свободе, буржуазного национализма и шовинизма!
"Правда" № 74, 29 марта 1913 г. Печатается по тексту
Подпись: В. И. газеты
"Правда"
40
ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ
СОСТАВНЫХ ЧАСТИ
МАРКСИЗМА23
Учение Маркса вызывает к себе во всем цивилизованном мире
величайшую вражду и ненависть
всей буржуазной (и казенной, и либеральной) науки, которая видит в марксизме
нечто вроде "вредной секты". Иного отношения нельзя и ждать, ибо "беспристрастной"
социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе. Так
или иначе, но вся казенная и либеральная наука защищает наемное
рабство, а марксизм объявил беспощадную
войну этому рабству. Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного
рабства — такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов
в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала.
Но этого мало. История философии и история социальной науки
показывают с полной ясностью, что в
марксизме нет ничего похожего на "сектантство" в смысле какого-то
замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой
дороги развития мировой цивилизации.
Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал
ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его
учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших
представителей философии, политической экономии и социализма.
Титульный лист
журнала "(Просвещение" № 3, март 1913 г.;
в журнале
напечатана статья В. И. Ленина "Три источника
и три составных
части марксизма"
Уменьшено
41
Предыдущая страница ... 37
Следующая страница ... 43
|