| А опыт всех стран, и России в том числе, неопровержимо показал,
что только такая практика способна дать действительное движение вперед, тогда
как либерализм своей боязнью демократии,
своими веховски-гредескуловскими теориями неизбежно осуждает себя на
бессилие: бессилие русского либерализма в 1861— 1904 годах, немецкого
либерализма в 1849—1912 годах.
Третий
лагерь, лагерь демократии, понимающей ограниченность либерализма, свободной от
его половинчатости и дряблости, от его колебаний и боязливых оглядок назад,
этот лагерь не может сложиться, не может существовать без систематической, неуклонной, повседневной критики либерализма.
Когда эту критику пренебрежительно или враждебно
обзывают "кадетоедством", то при этом сознательно или бессознательно проводят именно либеральные
взгляды. Ибо на деле вся
критика кадетизма есть тем самым, по одной уже постановке вопросов,
критика реакции, критика правых. Наша полемика с либералами — сказала "Невская
Звезда" (№ 12) вполне справедливо — "есть более глубокая и более
содержательная, чем борьба с правыми" .
На деле на сто либеральных газет в России едва ли придется одна
марксистская, так что говорить о "преувеличении"
нами критики кадетов просто смешно: мы не делаем еще и сотой доли необходимого для того, чтобы господствующее в обществе
и в народе "общеоппозиционное" настроение сменилось антилиберальным,
определенно и сознательно демократическим
настроением.
Без
такой "смены" ничего не бывало и ничему не бывать на Руси толковому и путному.
См. Сочинения, 5
изд., том 21, стр. 361—362. Ред.
"Речь"
возражает на это: если так, отчего правые сочувственно цитируют "Правду"
против "Речи"? "Речь"
делает тут передержку: если бы правые давали более свободы "Правде", чем
"Речи", это был бы серьезный довод против
с.-д. Но всякий знает, что дело обстоит как раз наоборот. Свободы у нашей
печати во сто раз меньше, чем у "Речи", прочности в тысячу раз меньше,
"конституционной" защиты в 10 000 раз меньше. Всякий грамотный человек
понимает, что "Россия" и "Новое Время" дразнят "Речь" "Правдой", причем "Правду"
они душат, а против "Речи" ворчат и бранятся. Это "две большие разницы".
Предыдущая страница ... 63
Следующая страница ... 65
|