| русского освободительного движения, аграрному, они не признают
всеобщего избирательного
права! Никакие увертки и оговорки не устранят этого факта, имеющего первостепенное значение.
И
не подумайте, что кадеты допускают здесь лишь отступления от принципа всеобщего
избирательного права, от принципа демократии. Нет. Они кладут в основу иной принцип,
принцип "соглашения" старого с новым, помещика с крестьянином, черной
сотни с демократией. Половину одним и половину другим — вот что провозглашают кадеты.
Это
и есть как раз типичный принцип колеблющейся либерально-монархической
буржуазии. Она хочет ne уничтожения
привилегий средневековья,
a раздела их между помещиками и
буржуазией. Разве можно оспаривать, в самом деле, что предоставление
"некрестьянам" (т. е. помещикам, говоря без обиняков) равенства с
крестьянами, с 7/ю населения,
есть сохранение и подтверждение средневековой привилегии? В чем
же ином состояли средневековые привилегии, как не в том, что один
помещик значил в политике столько же,
сколько сотни и тысячи крестьян.
Из равенства помещиков и крестьян объективно невозможен
никакой иной выход, кроме как раздел привилегий между помещиками и буржуазией.
Именно так было дело в 1861 году: помещики уступили 7юоо своих привилегий
нарождающейся буржуазии, а крестьянская масса была осуждена на полвека (1861
+ 50 = 1911) мучений, бесправия, унижения,
медленной голодной смерти, выколачивания податей и пр. Надо, кроме того, не
забывать, что, уступая в 1861 году Viooo своих
политических привилегий буржуазии (земская, городская, судебная реформа и пр.),
помещики экономически сами начинали превращаться в буржуазию, заводя
винокуренные, свеклосахарные заводы, входя в правления
акционерных обществ и т. д.
Мы сейчас увидим, какой же окончательный выход указал сам
г. А. Е. Березовский из этого
"равенства" ничтожного числа помещиков с громадным числом крестьян. Но сначала
мы должны еще подчеркнуть
Предыдущая страница ... 51
Следующая страница ... 53
|