ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 404
| хозяйства;
источником феодальной эксплуатации китайского крестьянина было прикрепление
его к земле в той или иной форме; политическими выразителями этой эксплуатации
были феодалы, все вместе и каждый порознь с богдыханом, как главой системы.
И
вот оказывается, что из субъективно-социалистических дум и программ китайского демократа на деле получается программа
"изменения всех правовых основ" одной только "недвижимой собственности",
программа уничтожения одной только феодальной эксплуатации.
В
этом суть народничества Сунь Ят-сена, его прогрессивной, боевой,
революционной программы
буржуазно-демократических аграрных преобразований и его якобы социалистической
теории.
Теория
эта, если рассматривать ее с точки зрения доктрины, есть теория мелкобуржуазного
"социалиста"-реакционера. Ибо совершенно реакционна мечта о том, что в Китае
можно "предупредить" капитализм, что в Китае, вследствие его отсталости, легче
"социальная революция" и т. п. И Сунь Ят-сен с неподражаемой, можно сказать, девственной наивностью сам разбивает в пух и прах
свою реакционную народническую теорию, признавая то, что признать
заставляет жизнь, — именно: что "Китай стоит накануне гигантского
промышленного" (т. е. капиталистического) "развития", что в Китае "торговля"
(т. е. капитализм) "разовьется в громадных размерах", что "через 50 лет у нас будет много Шанхаев", т. е. миллионных
центров капиталистического богатства и пролетарской нужды и нищеты.
Но
спрашивается — ив этом весь гвоздь вопроса, в этом самый интересный пункт, перед
которым останавливается нередко обкарнанный и выхолощенный либеральный
квазймарксизм, — спрашивается, защищает ли Сунь Ят-сен на основании своей реакционной
экономической теории действительно реакционную аграрную программу?
В
том-то и дело, что нет. В том-то и состоит диалектика общественных отношений
Китая, что китайские демократы, искренне сочувствуя социализму в Европе,
переделали его в реакционную теорию и на основании
Предыдущая страница ... 403
Следующая страница ... 405
|
|