ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ДЕМОКРАТИЯ И НАРОДНИЧЕСТВО В КИТАЕ стр. 403
|
богдыхану, а завтра будут предавать демократов ради сделки с
каким-нибудь старым или новым "конституционным" богдыханом.
Без высокого, искреннего демократического подъема,
который зажигает трудящиеся массы
и делает их способными совершать чудеса и который виден в каждой фразе
платформы Сунь Ят-сена, было бы невозможно действительное освобождение китайского народа от векового рабства.
Но эта идеология боевого демократизма
сочетается у китайского народника, во-первых, с социалистическими мечтами, с
надеждой миновать путь капитализма для Китая, предупредить капитализм, а во-вторых, с планом и проповедью
радикальной аграрной реформы. Именно эти
два последние идейно-политические течения и представляют тот элемент,
который образует народничество в специфическом значении этого понятия,
т. е. в отличие от демократизма, в добавление к демократизму.
Каково происхождение и
значение этих течений?
Китайская демократия не могла свергнуть старого порядка в Китае и
завоевать республику без громадного
духовного и революционного подъема масс. Такой подъем предполагает и порождает
самое искреннее сочувствие к положению трудящихся масс, самую горячую ненависть к их угнетателям и
эксплуататорам. А в Европе и Америке, от
которой передовые китайцы, все китайцы, поскольку они переживали этот
подъем, заимствовали свои освободительные идеи, на очереди стоит уже
освобождение от буржуазии, т. е. социализм. Отсюда неизбежно возникает
сочувствие китайских демократов
социализму, их субъективный социализм.
Они субъективно социалисты, потому что они против
угнетения и эксплуатации масс. Но объективные условия Китая, отсталой,
земледельческой, полуфеодальной страны, ставят на очередь дня в жизни чуть не полумиллиардного
народа лишь один определенный, исторически-своеобразный вид этого угнетения и
этой эксплуатации, именно феодализм. Феодализм основывался на господстве
земледельческого быта и натурального
Предыдущая страница ... 402
Следующая страница ... 404
|
|