|
президента
Китайской республики, особенно если сопоставить эту платформу с развитием революционных событий в России, Турции,
Персии, Китае. Россия в очень многих и очень существенных отношениях,
несомненно, представляет собой одно из азиатских государств и притом
одно из наиболее диких, средневековых, позорно-отсталых азиатских государств.
Русская
буржуазная демократия окрашена в народнический цвет — начиная с ее далекого и одинокого предтечи, дворянина Герцена, и
кончая ее массовыми представителями, членами Крестьянского союза в 1905
году, трудовиками-депутатами трех первых Дум в 1906—1912 годах. Теперь мы
видим, что в совершенно однородный народнический цвет окрашена буржуазная
демократия Китая. Посмотрим же, на примере Сунь Ят-сена, в чем состоит
"социальное значение" идей, порожденных глубоким революционным движением сотен
и сотен миллионов людей, которые теперь окончательно втягиваются в поток всемирной капиталистической цивилизации.
Боевой, искренний демократизм пропитывает каждую строчку платформы
Сунь Ят-сена. Полное понимание
недостаточности "расовой" революции. Ни капли аполити-цизма или хотя бы
пренебрежения к политической свободе, хотя бы допущения мысли о
совместимости китайского самодержавия с китайской "социальной реформой", с китайскими
конституционными преобразованиями и т. п. Цельный демократизм с требованием республики. Прямая постановка вопроса о
положении масс, о массовой борьбе, горячее сочувствие трудящимся и
эксплуатируемым, вера в их правоту, в их силу.
Перед нами действительно великая идеология действительно
великого народа, который
умеет не только оплакивать свое вековое рабство, не только мечтать о свободе и равенстве, но и бороться с вековыми
угнетателями Китая.
Напрашивается
само собой сравнение временного президента республики в диком, мертвом,
азиатском Китае и разных президентов республик в Европе,
Предыдущая страница ... 399
Следующая страница ... 402
|