|
няется коренная разница в положении хозяйчика и наемного рабочего.
Рабочий не имеет никаких средств производства и продает самого себя, свои
руки, свою рабочую силу. Крестьянин имеет средства производства — орудия, скот, землю, свою
или арендованную, — и продает продукты своего хозяйства, будучи мелким
хозяйчиком, мелким предпринимателем, мелким
буржуа.
Крестьяне
и сейчас в России нанимают для своих хозяйств не менее 2-х миллионов сельскохозяйственных
наемных рабочих. А если бы все помещичьи земли без выкупа перешли к крестьянам,
то они стали бы нанимать гораздо больше рабочих.
Такой переход земли к крестьянам составляет общий интерес
всего крестьянства, всех
наемных рабочих, всей демократии, потому что помещичье землевладение есть
основа помещичьей политической власти такого типа, с которым особенно наглядно
познакомил Россию Пуришкевич, затем Марков 2 и прочие "третьедумцы", националисты, октябристы и т. д.
Отсюда видно, что общая цель, которая стоит теперь перед
крестьянами и рабочими, не имеет в себе ровнехонько ничего социалистического,
вопреки мнению невежественных
черносотенцев, а иногда и либералов. Цель эта — исключительно демократическая. Достижение этой цели было бы достижением
свободы для России, но вовсе еще не
уничтожением наемного рабства.
Для серьезной постановки совместных действий разных
классов, для прочного и настоящего успеха таких действий, нужно ясное сознание
того, в чем интересы этих классов сходятся и в чем они расходятся. Всякие заблуждения,
"недоразумения" на этот счет, всякое затемнение дела фразами не может не иметь
самого гибельного значения, не может не подрывать успеха.
II
"Труд земледельческий отличается от труда фабричного; но
ведь фабричный труд тоже отличается от труда
приказчика в лавке, — и, однако, "Звезда" усиленно доказывает приказчикам, что
они представляют один класс с рабочими, что потому они
Предыдущая страница ... 268
Следующая страница ... 270
|