|
о великом звании революционера, скептицизм есть форма перехода
от демократии к либерализму,
— к тому холуйскому, подлому, грязному и зверскому либерализму, который
расстреливал рабочих в 48 году, который восстановлял разрушенные троны, который
рукоплескал Наполеону III и который проклинал,
не умея понять его классовой природы,
Герцен.
У
Герцена скептицизм был формой перехода от иллюзий "надклассового" буржуазного
демократизма к суровой, непреклонной, непобедимой классовой борьбе пролетариата. Доказательство: "Письма к старому
товарищу", Бакунину, написанные за год до смерти Герцена, в 1869 году.
Герцен рвет с анархистом Бакуниным. Правда, Герцен видит еще в этом разрыве
только разногласие в тактике, а не пропасть между миросозерцанием уверенного в победе своего класса
пролетария и отчаявшегося в своем спасении мелкого буржуа. Правда, Герцен повторяет опять и здесь старые буржуазно-демократические
фразы, будто социализм должен выступать с "проповедью, равно обращенной к работнику и хозяину, земледельцу и
мещанину". Но все же таки, разрывая с Бакуниным, Герцен обратил свои
взоры не к либерализму, а к Интернационалу, к тому Интернационалу,
которым руководил Маркс, — к тому Интернационалу, который начал "собирать
полки" пролетариата, объединять "мир рабочий", "покидающий мир
пользующихся без работы" !
Не поняв буржуазно-демократической сущности всего движения
1848 года и всех форм домарксовского социализма, Герцен тем более не мог понять
буржуазной природы русской революции. Герцен — основоположник "русского"
социализма, "народничества". Герцен видел "социализм" в освобождении крестьян с
землей, в общинном землевладении и в
крестьянской идее "права на землю". Свои излюбленные мысли на эту тему
он развивал бесчисленное количество раз.
На
деле в этом учении Герцена, как и во всем русском народничестве — вплоть до
полинявшего народничества
Предыдущая страница ... 256
Следующая страница ... 258
|