|
выставить себя "добрыми", кому-то подмигивают... Мы сейчас увидим,
какое значение имеет их перемигивание
с "Впередом" и "Правдой". Мы должны сначала покончить с тем, как понимают примиренцы "итог периоду, протекшему со времени
пленума", итог, который подвело
совещание цекистов.
Необходимо, в самом деле, понять этот итог, понять,
почему он стал неизбежным, —
иначе наше участие в событиях будет стихийное, беспомощное, случайное. Посмотрите же на это понимание у примиренцев.
Как отвечают они на вопрос, почему из дел пленума, из решений его, объединительных по преимуществу, вытек раскол
между ЗБЦК (=ликвидаторами) и
антиликвидаторами? Ответ на этот вопрос у наших непоследовательных
троцкистов просто списан у Троцкого и Ионова, и мне приходится повторять
сказанное в мае прошлого года против этих последовательных примиренцев .
Ответ примиренцев: виновата фракционность, фракционность
меньшевиков, впередовцев, "Правды" — мы перечисляем фракционные группы в
порядке листка — и, наконец, "официальных
представителей большевизма", которые "пожалуй превзошли все эти группы в
фракционных стремлениях". Нефракционными авторы листка прямо и
определенно называют только самих себя, парижских примиренцев. Все порочны — мы добродетельны. Никаких идейных причин,
вызывающих разбираемое явление, примиренцы не приводят. Ни на какие
организационные или какие бы то ни было иные особенности групп,
вызвавшие это явление, они не указывают. Ничего, ровнехонько ничего не дают в объяснение,
кроме ссылки на фракционность = порок, нефракционность = добродетель.
Разница между примиренцами в Париже и Троцким только та, что первые считают
Троцкого фракционным, а себя нет, второй же наоборот.
Не
могу не сознаться, эта постановка вопроса, когда в объяснение политических явлений
приводятся только порочность одних и добродетельность других, всегда
* См. Сочинения, 5 изд., том 19, стр. 252—304. Ред.
Предыдущая страница ... 340
Следующая страница ... 342
|