|
пятиться
назад, но не могла в этом попятном движении зайти дальше, скажем, второй
палаты во Франции или отступлений от демократизма выборов и т. д., и т. п.
Вот
эта, историческим опытом всех европейских стран подтверждаемая, идея о
том, что в эпохи буржуазных преобразований (или вернее: буржуазных революций)
буржуазная демократия каждой страны
оформливается так или иначе, принимает тот или иной вид, воспитывается в
той или иной традиции, признает тот или другой минимум демократизма, смотря по
тому, насколько гегемония переходит в решающие моменты национальной
истории не к буржуазии, а к "низам", к "плебейству" XVIII века, к пролетариату XIX и XX веков, эта идея г-ну В. Левицкому чужда. Эта идея гегемонии и составляет одно из коренных положений марксизма,
разрыв с которыми (или даже равнодушие к которым) у ликвидаторов является
глубочайшим источником целого ряда непримиримых принципиальных
разногласий с противниками ликвидаторства.
Каждая капиталистическая страна переживает эпоху буржуазных
революций, когда складывается та или иная степень демократизма, тот или иной
уклад конституционализма или парламентаризма, та или иная степень
самостоятельности, независимости, свободолюбия
и инициативности "низов" вообще, пролетариата в частности, та или иная
традиция во всей государственной и общественной жизни. Какова будет эта степень
демократизма и эта традиция, — зависит именно от того, будет ли гегемония в решающие моменты принадлежать буржуазии или ее антиподу, будет ли первая или последний
(опять-таки в эти решающие моменты) "центром притяжения для демократического крестьянства" и для всех вообще
демократических промежуточных групп и слоев.
Г-н В. Левицкий мастер на блестящие формулировки, сразу резко и
ясно вскрывающие идейные основы
ликвидаторства. Такова его знаменитая формула: "не гегемония, а классовая
партия", означающая
Предыдущая страница ... 282
Следующая страница ... 284
|