|
что-либо более твердое, надо рассеивать иллюзии, мешающие видеть
слабость, мешающие понять причины слабости. Тот, кто укрепляет такие иллюзии, кто
присоединяется к бессильным воздыханиям бессильных, непоследовательных, шатких
сторонников
демократии, тот не поддерживает стремлений к буржуазному демократизму, а обессиливает эти стремления. Буржуазия в
Англии и во Франции в свое время, в половине XVII века или в конце XVIII, не
вздыхала по случаю "нетерпимости" меньшого брата, не строила кислых гримас по
поводу "слишком пламенных ораторов" из числа этого меньшого брата, а сама
поставляла ораторов (и не только ораторов) самых пламенных, будивших чувство презрения к проповеди
"терпимости", к бессильным воздыханиям, к колебаниям и нерешительности.
И из числа этих пламенных ораторов находились люди, в течение веков и веков оставшиеся светочами, учителями,
несмотря на всю историческую
ограниченность, зачастую наивность их тогдашних представлений о средствах
избавления от всяческих бедствий.
Немецкая буржуазия тоже вздыхала, подобно русской, по поводу того,
что у "меньшого брата" ораторы "слишком пламенные", — ив истории человечества
она явила образец низости, подлости, лакейства, награжденного пинками
"юнкерских" сапогов. Различие той и другой
буржуазии объясняется, конечно, не "свойствами" разных "рас", а высотой
экономического и политического развития, заставлявшего буржуазию бояться
"меньшого брата", — заставлявшего буржуазию бессильно колебаться между осуждениями
насилий феодализма и осуждением "нетерпимости" рабочих.
Старые
все это истины. Но они вечно новы и остаются новыми, когда приходится читать в
издании людей, желающих быть марксистами, такие строки:
"Неудача
движения 1905—1906 гг. была обусловлена не "крайностями" левых, ибо эти
"крайности" сами, в свою очередь, обусловливались совокупностью целого ряда
причин, не "предательством" буржуазии, которая повсюду на Западе "предавала"
Предыдущая страница ... 280
Следующая страница ... 282
|