|
разделяемое всеми
кадетами и тысячи раз высказывавшееся гг. Милюковыми и К , состоит в том, что остальные классы России, кроме
реакционного дворянства и либеральной
буржуазии, проявили себя (в первом десятилетии настоящего века) действиями своего
меньшинства, поддавшегося "угару", увлеченного "интеллигентскими" "вожаками",
неспособного возвыситься до "государственной" точки зрения. "Надо иметь,
наконец, смелость сознаться, — писал г. Изгоев в "Вехах", — что в наших
Государственных думах огромное большинство депутатов, за исключением
трех-четырех десятков кадетов и
октябристов, не обнаружило знаний, с которыми можно было бы приступить к
управлению и переустройству России". Это говорится, как всякий понимает, про крестьянских
депутатов, трудовиков и про рабочих депутатов.
Итак, "вообще исторический закон" состоит в том, что "прогрессивно
действует лишь меньшинство
данного класса". Если действует меньшинство буржуазии, то это прогрессивное
меньшинство, оправдываемое "общим историческим законом". "Моральный авторитет распространяется на весь класс,
если только меньшинство получает возможность работать", поучает нас г.
Изгоев. Но если действует меньшинство крестьян
или рабочих, то это отнюдь не соответствует "историческому закону", это отнюдь не
"прогрессивное меньшинство данного класса", это меньшинство отнюдь не имеет
"морального авторитета", чтобы говорить от имени "целого" класса, — ничего
подобного, это меньшинство, сбитое с толку
"интеллигентщиной", антигосударственное, антиисторичное, обеспочвенное
и так далее, как в "Вехах" прописано.
Кадетам вообще, веховцам в частности, рискованно
пускаться в обобщения потому, что
всякий их приступ к обобщениям неизбежно разоблачает полнейшее внутреннее
родство кадетских и меныпиковских рассуждений.
"Россия"
и "Земщина" рассуждают: 66 купцов, это — меньшинство, отнюдь не представляющее
класса, не проявляющее ни знаний, ни способности "к управлению
Предыдущая страница ... 150
Следующая страница ... 152
|