В.И.Ленин ПСС т.20 Л. Н. ТОЛСТОЙ И ЕГО ЭПОХА

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


Л. Н. ТОЛСТОЙ И ЕГО ЭПОХА стр. 101


 


ствующий. То, что "только укладывается", совершенно незнакомо, чуждо, непонятно самой широкой массе населения. Для Толстого этот "только укладывающийся" буржу­азный строй рисуется смутно в виде пугала — Англии. Именно: пугала, ибо всякую по­пытку выяснить себе основные черты общественного строя в этой "Англии", связь это­го строя с господством капитала, с ролью денег, с появлением и развитием обмена, Толстой отвергает, так сказать, принципиально. Подобно народникам, он не хочет ви­деть, он закрывает глаза, отвертывается от мысли о том, что "укладывается" в России никакой иной, как буржуазный строй.
Справедливо, что если не "единственно важным", то важнейшим с точки зрения ближайших задач всей общественно-политической деятельности в России для периода 1861—1905 годов (да и для нашего времени) был вопрос, "как уложится" этот строй, буржуазный строй, принимающий весьма разнообразные формы в "Англии", Герма­нии, Америке, Франции и т. д. Но для Толстого такая определенная, конкретно-историческая постановка вопроса есть нечто совершенно чуждое. Он рассуждает от­влеченно, он допускает только точку зрения "вечных" начал нравственности,, вечных истин религии, не сознавая того, что эта точка зрения есть лишь идеологическое отра­жение старого ("переворотившегося") строя, строя крепостного, строя жизни восточ­ных народов.
В "Люцерне" (писано в 1857 году) Л. Толстой объявляет, что признание "цивилиза­ции" благом есть "воображаемое знание", которое "уничтожает инстинктивные, бла­женнейшие первобытные потребности добра в человеческой натуре". "Один, только один есть у нас непогрешимый руководитель, — восклицает Толстой, — Всемирный Дух, проникающий нас" (Соч., II, 125).
В "Рабстве нашего времени" (писано в 1900 году) Толстой, повторяя еще усерднее эти апелляции к Всемирному Духу, объявляет "мнимой наукой" политическую эконо­мию за то, что она берет за "образец" "маленькую, находящуюся в самом исключи­тельном положении, Англию", — вместо того, чтобы брать за




Предыдущая страница ... 99
Следующая страница ... 102

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински