| элементы нового строя, и в то же время, без "скачка", эти отдельные
элементы ничего не изменяют в общем положении вещей, не затрагивают господства
капитала. Эти противоречия живой жизни, живой истории капитализма и рабочего
движения умеет охватить марксизм, как теория диалектического материализма. Но
понятно само собою, что массы
учатся из жизни, а не из книжки, и поэтому отдельные лица или группы постоянно
преувеличивают, возводят в одностороннюю теорию, в одностороннюю систему тактики то одну, то другую черту капиталистического
развития, то один, то другой "урок"
этого развития.
Буржуазные
идеологи, либералы и демократы, не понимая марксизма, не понимая современного
рабочего движения, постоянно перескакивают от одной беспомощной крайности к другой. То они объясняют все дело тем,
что злые люди "натравливают" класс на класс, — то утешают себя тем, что
рабочая партия есть "мирная партия реформ".
Прямым продуктом этого буржуазного миросозерцания и его влияния надо считать
и анархо-синдикализм и реформизм, хватающиеся за одну сторону рабочего
движения, возводящие односторонность в теорию, объявляющие взаимно
исключающими такие тенденции или такие
черты этого движения, которые составляют специфическую особенность того или иного периода, тех или иных
условий деятельности рабочего класса. А действительная жизнь,
действительная история включает в себя эти различные тенденции, подобно тому, как жизнь и развитие
в природе включают в себя и медленную эволюцию и быстрые скачки, перерывы
постепенности.
Ревизионисты считают фразами все рассуждения о "скачках" и о
принципиальной противоположности рабочего
движения всему старому обществу. Они принимают реформы за частичное
осуществление социализма. Анархо-синдикалист отвергает "мелкую работу",
особенно использование парламентской трибуны. На деле эта последняя тактика сводится к поджиданию "великих дней" при
неумении собирать силы, создающие великие события. И те и другие
тормозят самое важное,
Предыдущая страница ... 65
Следующая страница ... 67
|