ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
О "ВЕХАХ" стр. 171
|
нуться к власти. Либерал отвернулся от демократии, когда она втянула
массы, начавшие осуществлять свои задачи, отстаивать свои интересы.
Под прикрытием криков против
демократической "интеллигенции", война кадетов ведется на деле против демократического
движения масс. Одно из бесчисленных наглядных разоблачений этого в "Вехах"
состоит в том, что великое общественное движение конца XVIII века во Франции они объявляют
"примером достаточно продолженной интеллигентской революции, с
обнаружением всех ее духовных потенций" (57).
Не
правда ли, хорошо? Французское движение конца XVIII века представляет из себя, изволите видеть, не образец самого
глубокого и широкого демократического движения
масс, а образец "интеллигентской" революции! Так как нигде в мире и никогда демократические
задачи не осуществлялись без движения однородного типа, то совершенно
очевидно, что идейные вожди либерализма порывают именно с демократией.
В русской интеллигенции "Вехи" бранят именно то, что является необходимым
спутником и выражением всякого
демократического движения. "Прививка политического радикализма интеллигентских идей к социальному радикализму
народных инстинктов совершилась с ошеломляющей быстротой" (141) — ив
этом была "не просто политическая ошибка, не
просто грех тактики. Тут была ошибка моральная". Там, где нет
исстрадавшихся народных масс, не может быть и демократического движения. А демократическое движение отличается от простого
"бунта" как раз тем, что оно идет под
знаменем известных радикальных политических идей. Демократическое движение и
демократические идеи не только политически ошибочны, не только тактически неуместны,
но и морально греховны, — вот к чему сводится истинная мысль "Вех", ровно
ничем не отличающаяся от истинных мыслей Победоносцева. Победоносцев только
честнее и прямее говорил то, что говорят Струве, Изгоевы, Франки и К .
"Исстрадавшихся народных масс", — говорится на той же
странице, двумя строками ниже.
Предыдущая страница ... 170
Следующая страница ... 172
|
|