ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 168
| авторы сузили этим подзаголовком действительную тему своего
выступления, ибо "интеллигенция" выступает у них на деле в качестве духовного
вождя, вдохновителя и выразителя
всей русской демократии и всего русского освободительного движения. "Вехи" —
крупнейшие вехи на пути полнейшего разрыва русского кадетизма и русского
либерализма вообще с русским освободительным движением, со всеми его основными
задачами, со всеми его коренными традициями.
I
Энциклопедия либерального ренегатства охватывает три основные темы: 1) борьба с
идейными основами всего миросозерцания русской (и международной) демократии; 2)
отречение от освободительного движения недавних лет и обливание его помоями; 3)
открытое провозглашение своих "ливрейных"
чувств (и соответствующей "ливрейной" политики)
по отношению к октябристской буржуазии, по отношению к старой власти, по отношению ко всей старой России вообще.
Авторы "Вех" начинают с философских основ
"интеллигентского" миросозерцания. Красной нитью проходит через всю книгу
решительная борьба с материализмом, который аттестуется не иначе, как догматизм, метафизика, "самая
элементарная и низшая форма философствования" (стр. 4 — ссылки относятся к 1-му
изданию "Вех"). Позитивизм осуждается за
то, что он был "для нас" (т. е. для уничтоженной "Вехами" русской
"интеллигенции") "тождественен с материалистической метафизикой" или истолковывался
"исключительно в духе материализма" (15), тогда как — "ни один мистик, ни один
верующий не может отрицать научного позитивизма и науки" (11). Не шутите!
"Вражда к идеалистическим и религиозно-мистическим тенденциям" (6) — вот за что
нападают "Вехи" на "интеллигенцию". "Юркевич был, во всяком случае, настоящим
философом по сравнению с Чернышевским" (4).
Вполне естественно, что, стоя на этой точке зрения,
"Вехи" неустанно громят атеизм "интеллигенции"
и стремятся со всей решительностью и во всей полноте
Предыдущая страница ... 164
Следующая страница ... 169
|
|