В.И.Ленин ПСС т.18 ПРЕДИСЛОВИЕ

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


ПРЕДИСЛОВИЕ стр. XIV


 


лишь условными знаками, а не изображениями реальных вещей. Эта теория и в наши дни проповедуется представителями различных направлений современной буржуазной философии и ленинская критика ее имеет актуальное значение.
Ленин раскрыл сложный, диалектический процесс познания, показал, что диалекти­ка и есть теория познания марксизма. К этому важнейшему положению, сформулиро­ванному Лениным позднее, в 1914—1915 годах, в работе "Карл Маркс" и в "Философ­ских тетрадях", подводит весь ход ленинских рассуждений о сущности марксистской теории познания в книге "Материализм и эмпириокритицизм". "В теории познания, как и во всех других областях науки, — писал он, — следует рассуждать диалектически, т. е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким обра­зом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным" (стр. 102). Замечательным примером применения диа­лектики к исследованию процесса человеческого познания является данный в работе "Материализм и эмпириокритицизм" анализ учения об истине. В. И. Ленин определяет истину как сложный, противоречивый процесс развития знания и рассматривает его с двух сторон: в противоположность различным формам субъективного идеализма, агно­стицизма он подчеркивает объективность, независимость от субъекта содержания на­ших знаний; в то же время Ленин указывает, что познание есть процесс развития отно­сительной истины в абсолютную, противопоставляя тем самым диалектико-материалистическое учение об истине как релятивизму, так и метафизике. "... Челове­ческое мышление, — писал Ленин, — по природе своей способно давать и дает нам аб­солютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая сту­пень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания" (стр. 137).




Предыдущая страница ... XIII
Следующая страница ... XV

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински