| ХШ
дал
классическое определение материи, явившееся обобщением всей истории борьбы
материализма с идеализмом и метафизикой и новых открытий естествознания. "Материя,
— писал Ленин, — есть философская категория для обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя
независимо от них" (настоящий том, стр. 131). Материю Ленин
рассматривает в неразрывной связи с движением, подчеркивает, что объективная реальность и есть движущаяся материя.
Ленинское определение материи играет важную роль в борьбе против
современной идеалистической философии, представители которой, фальсифицируя
достижения естествознания, также пытаются доказать "духовный характер" бытия,
возможность уничтожения материи, превращения
ее в энергию, которую они рассматривают как некую "нематериальную сущность" и т. п.
В книге "Материализм и эмпириокритицизм" получила
дальнейшее развитие данная Ф.
Энгельсом формулировка основного вопроса философии — о соотношении материи и сознания. Указывая на первичность материи по
отношению к сознанию, Ленин подчеркнул, что абсолютная
противоположность материи, бытия и сознания, мышления ограничивается пределами "основного гносеологического вопроса", что "за
этими пределами относительность данного противоположения несомненна"
(стр. 151).
Великая заслуга Ленина состоит в том, что в борьбе против
субъективного идеализма и агностицизма он всесторонне развил марксистское
учение о познаваемости мира, теорию отражения. Ленин отстоял материалистическое
понимание психического, сознания как
высшего продукта материи, как функции человеческого мозга, подчеркнул, что мышление, сознание есть отражение внешнего
мира. Он дал замечательное определение ощущения как субъективного
образа объективного мира, подверг критике агностическую теорию символов, или
иероглифов, согласно которой ощущения являются
Предыдущая страница ... XII
Следующая страница ... XIV
|