| является образцом применения материалистической диалектики, как
наиболее глубокого и всестороннего учения о развитии, к анализу исторической
обстановки, экономических и политических явлений общественной жизни.
Ф. Энгельс
отмечал, что с каждым составляющим эпоху открытием даже в естест-венноисторической области материализм неизбежно
должен изменять свою форму (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные
произведения в двух томах, т. II, 1955, стр.
353— 354). В изменившихся исторических условиях, когда капитализм вступил в империалистическую стадию своего развития, когда
началась революция в естествознании,
именно В. И. Ленин придал философскому материализму новый вид. Особенно
большое значение в дальнейшей разработке диалектического материализма имела
книга "Материализм и эмпириокритицизм" — классическое произведение ленинского
этапа в развитии марксистской философской мысли.
Книгу "Материализм и эмпириокритицизм" Ленин писал в тот период
истории России, когда царское самодержавие, подавив революцию 1905—1907 годов,
установило в стране жестокий полицейский террор, когда во всех областях
общественной жизни свирепствовала реакция. "Упадок, деморализация, расколы,
разброд, ренегатство, порнография на место
политики. Усиление тяги к философскому идеализму; мистицизм, как
облачение контрреволюционных настроений", — так охарактеризовал В. И. Ленин
обстановку в стране после поражения первой русской революции (Сочинения, 4
изд., том 31, стр. 11). Идеологическое оправдание контрреволюции, возрождение
религиозной мистики наложили свой
отпечаток на науку, литературу, искусство. В философии господствовали
наиболее реакционные формы идеализма, отрицавшие закономерный характер развития природы и общества и
возможность их познания. В буржуазной среде, особенно в кругах
интеллигенции, широкое распространение получило "богоискательство" —
реакционное религиозно-философское течение, представители которого утверждали,
Следующая страница ... IX
|