|
что русский народ
"потерял бога" и задача заключается в том, чтобы "найти" его. В литературе и искусстве превозносились культ
индивидуализма, аполитичность, "чистое искусство", отказ от
революционно-демократических традиций русской общественной мысли.
Контрреволюционные силы делали все возможное, чтобы оклеветать рабочий класс и его партию, подорвать теоретические основы
марксизма. В этих условиях защита марксистской философии встала как
важнейшая и неотложная задача.
В. И.
Ленин отмечал, что при богатстве и разносторонности идейного содержания марксизма
в различные исторические периоды выдвигается на первый план то одна, то другая
его сторона. Если накануне революции 1905—1907 годов основное значение имело
применение экономического учения Маркса к российской действительности, а в
период революции — вопросы тактики, то после революции на первый план выдвинулась
марксистская философия. "Время общественной и политической реакции, — писал
Ленин, — время "перевариванья" богатых уроков революции является не случайно тем временем, когда основные теоретические, и в
том числе философские, вопросы для всякого живого направления
выдвигаются на одно из первых мест" (Сочинения, 4 изд., том 17, стр. 54).
Подобно тому как накануне первой русской революции Ленин опроверг
либерально-народнические теории и применил экономическое учение Маркса к
условиям России, а в годы революции — противопоставил оппортунизму меньшевиков
единственно правильную большевистскую тактику, так в годы реакции Ленин разгромил махистскую ревизию марксизма, всесторонне
разработал марксистскую философию, показал, что только она одна может
служить теоретическим основанием деятельности пролетарской партии, ее
стратегии и тактики, ее политической линии.
Реакция, свирепствовавшая в России, не была
"чисто русским" явлением. Буржуазия во всех странах в эпоху империализма круто поворачивала, как писал
Ленин, от демократии к "реакции по всей линии" — в экономике, политике,
идеологии. В конце XIX
— начале
Χ_________________________________ ПРЕДИСЛОВИЕ
XX
века в Европе
распространилась так называемая философия "критического опыта" —
эмпириокритицизм, или махизм. Возникшая как одна из разновидностей позитивизма,
она претендовала на роль "единственно научной" философии якобы преодолевшей односторонности как материализма, так и идеализма,
хотя на деле за этой формой скрывалась субъективно-идеалистическая,
реакционная сущность. Под влияние эмпириокритицизма
попали некоторые видные ученые (А. Пуанкаре, А. Эйнштейн и другие). Ряд
социал-демократов, считавших себя "учениками Маркса", увидели в махизме "последнее слово науки", призванное "заменить"
диалектико-материалистическую философию марксизма; махистская ревизия
философских основ марксизма была проявлением международного
оппортунизма. Один из лидеров германской социал-демократии К. Каутский считал возможным "дополнить" марксизм
махистской гносеологией, на той же точке зрения стоял австрийский
социал-демократ Ф. Адлер. В письме А. М. Горькому 31 января (13 февраля) 1908
года Ленин указал на связь оппортунизма с философским идеализмом:
"Материализм, как философия, везде у них в загоне. "Neue Zeit", самый выдержанный и знающий орган,
равнодушен к философии, никогда не был ярым сторонником философского
материализма, а в последнее время печатал, без единой оговорки, эмпириокритиков... Все мещанские течения в
социал-демократии воюют всего больше
с философским материализмом, тянут к Канту, к неокантианству, к
критической философии" (Сочинения, 4 изд., том 34, стр. 336).
В России наряду с открытыми врагами пролетариата и его партии (В.
В. Лесевичем, В. М. Черновым и др.) с
проповедью махизма выступила группа социал-демократической
интеллигенции, в которую входили как меньшевики — Н. Валентинов, П. С. Юшкевич и другие, так и примыкавшие к
большевикам А. Богданов, В. Базаров, А. В. Луначарский и другие,
использовавшие махизм для ревизии диалектического материализма. При этом
Богданов и его единомышленники выступали с ревизией не только философских, но и
Предыдущая страница ... VIII
Следующая страница ... XI
|