ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 372
| от самых грубых реакционных теорий какого-нибудь Гартмана вплоть до
мнящего себя новейшим,
прогрессивным и передовым позитивизма Петцольдта или эмпириокритицизма Маха, все
сходятся на том, что естественноисторический материализм есть "метафизика",
что признание объективной реальности за теориями и выводами естествознания
означает самый "наивный реализм" и т. п. И вот это-то "заветное" учение всей
профессорской философии и теологии бьет
в лицо каждая страница Геккеля. Естествоиспытатель, безусловно
выражающий самые прочные, хотя и неоформленные, мнения, настроения и тенденции
подавляющего большинства естествоиспытателей конца XIX и начала XX века, показал
сразу, легко и просто, то, что пыталась скрыть от публики и от самой себя
профессорская философия, именно, что есть устой, который становится все шире и
крепче и о который разбиваются все усилия и потуги тысячи и одной школки
философского идеализма, позитивизма, реализма, эмпириокритицизма и прочего
кон-фузионизма. Этот устой — естественноисторический материализм. Убеждение
"наивных реалистов" (т. е. всего человечества) в том, что наши ощущения суть
образы объективно реального внешнего мира, есть неизменно растущее и крепнущее
убеждение массы естествоиспытателей.
Проиграно дело основателей новых философских школок, сочинителей
новых гносеологических "измов", — проиграно навсегда и безнадежно. Они могут
барахтаться со своими "оригинальными"
системками, могут стараться занять нескольких поклонников интересным спором о
том, сказал ли раньше "э!" эмпириокритический Бобчинский или эмпириомонистический
Добчинский, могут создавать даже обширную "специальную" литературу подобно
"имманентам", — ход развития естествознания, несмотря на все его шатания и
колебания, несмотря на всю бессознательность материализма естественников, несмотря на вчерашнее увлечение модным
"физиологическим идеализмом" или сегодняшнее — модным "физическим
идеализмом", отбрасывает прочь все системки и все ухищрения, выдвигая
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
373
снова и снова
"метафизику" естественноисторического материализма.
Вот иллюстрация сказанного на одном примере из Геккеля. В "Чудесах
жизни" автор сопоставляет
монистическую и дуалистическую теорию познания; приводим наиболее интересные пункты сопоставления:
МОНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ:
ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ:
3. Познание есть физиологическое яв
ление; анатомический орган есть мозг.
4. Единственная часть
человеческого
мозга, в
которой находится познание,
есть
определенная часть мозговой коры,
фронэма.
3. Познание не есть физиологическое
явление, а процесс чисто духовный.
4. Та часть мозга, которая кажется
функционирующей в качестве органа по
знания, на самом деле есть лишь инст
румент, помогающий проявлению ин
теллектуальных феноменов.
5. Фронэма есть чрезвычайно совершенная
динамоэлектрическая машина, составными частями которой являются миллионы физических клеточек (фронэ-тальных
клеточек). Точно так же, как по отношению
к другим органам тела, (духовная)
функция данной части мозга
есть конечный
результат функций со-
* ставляющих
его клеток .
5.
Фронэма, как орган разума, не автономна,
а представляет из себя вместе со своими составными частями (фронэ-тальными клетками) лишь посредник между нематериальным духом и внешним
миром. Человеческий разум по существу
отличен от разума высших животных и
от инстинкта низших животных.
* Пользуюсь французским переводом: "Les merveilles de la vie", Paris, Schleicher. Tabl. I et XVI ("Чудеса жизни",
Париж, Шлейхер. Таблицы I и XVI. Ред.).
Предыдущая страница ... 371
Следующая страница ... 374
|
|