В.И.Ленин ПСС т.18 ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ стр. 369


 


электроны и т. д. приблизительно верным отражением в нашей голове объективно ре­ального движения материи, это все равно, что верить в слона, который держит на себе мир! Понятно, что за подобного обскуранта, наряженного в шутовской костюм модно­го позитивиста, ухватились обеими руками имманенты. Нет ни одного имманента, ко­торый бы с пеной у рта не накидывался на "метафизику" естествознания, на "материа­лизм" естествоиспытателей именно за это признание естествоиспытателями объектив­ной реальности материи (и ее частиц), времени, пространства, закономерности природы и т. д. и т. п. Задолго до новых открытий в физике, создавших "физический идеализм", Леклер боролся, опираясь на Маха, с "материалистическим преобладающим направле­нием (Grundzug) современного естествознания" (заглавие § 6 в "Der Realismus u. s. w." , 1879), Шуберт-Зольдерн воевал с метафизикой естествознания (заглавие II главы в "Grundlagen einer Erkenntnistheorie", 1884 ), Ремке сражал естественноисторический
"материализм", эту "метафизику улицы" ("Philosophie und Kantianismus", 1882, S.
*** 17   ) и т. д. и т. д.
И имманенты совершенно законно делали из этой махистской идеи о "метафизич­ности" естественно-исторического материализма прямые и открытые фидеистические выводы. Если естествознание не рисует нам в своих теориях объективной реальности, а только метафоры, символы, формы человеческого опыта и т. д., то совершенно неос­поримо, что человечество вправе для другой области создать себе не менее "реальные понятия" вроде бога и т. п.
Философия естествоиспытателя Маха относится к естествознанию, как поцелуй хри­стианина Иуды относился к Христу. Мах точно так же предает естествознание фидеиз­му, переходя по существу дела на сторону
* — "Der Realismus der modernen Naturwissenschaft im Lichte der von Berkeley und Kant angebahnten Erkenntniskritik" ("Реализм современного естествознания в свете данной Беркли и Кантом критики по­знания"). Ред.
— "Основы теории познания", 1884. Ред. — "Философия и кантианство", 1882, стр. 17. Ред.




Предыдущая страница ... 368
Следующая страница ... 370

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински