ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ИСТОРИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛИЗМ стр. 339
|
излагает
взгляды эмпириокритицизма в социологии, давая возможность сопоставить их с марксизмом.
Второй
том петцольдтовского "Введения в философию чистого опыта" озаглавлен: "На пути
к устойчивости" ("Auf
dem Wege zum Dauernden"). Тенденцию
к устойчивости автор кладет в основу своего исследования. "Окончательное (endgültig), устойчивое состояние человечества может
быть с формальной стороны раскрыто в своих главных чертах. Таким образом мы
приобретаем основы для этики, эстетики и формальной теории познания" (S. III). "Человеческое развитие несет в себе свою цель", оно идет к "совершенному
(vollkommenen), устойчивому состоянию" (60). Признаки
этого многочисленны и разнообразны. Например, много ли таких ярых радикалов,
которые бы к старости не "поумнели", не
успокоились? Правда, эта "преждевременная устойчивость" (S. 62) есть свойство филистера. Но разве филистеры не
составляют "компактного большинства"? (S. 62).
Вывод нашего философа, печатаемый курсивом: "Самый существенный признак всех целей нашего мышления и творчества
есть устойчивость" (72). Пояснение: многие "не
могут видеть", как картина на стене висит криво или ключ на столе положен
криво. И такие люди "вовсе не обязательно педанты" (72). Они имеют "чувство
того, что есть какой-то беспорядок" (72; курсив Петцольдта). Одним словом,
"тенденция к устойчивости есть стремление
к самому окончательному, по своей природе последнему состоянию" (73).
Все это из пятой главы второго тома, озаглавленной: "Психическая тенденция к
устойчивости". Доказательства этой тенденции все самые веские. Например: "Стремлению к самому последнему, к самому
высокому в первоначальном, пространственном
смысле следуют люди, любящие восхождение на горы. Их толкает на это не
всегда одно только стремление к виду вдаль и к физическому упражнению, стремление к чистому воздуху и великой природе,
но также и глубоко заложенное во всяком органическом существе стремление
быть настойчивым во взятом раз направлении
деятельности
Предыдущая страница ... 338
Следующая страница ... 340
|
|