В.И.Ленин ПСС т.18 НОВЕЙШАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

ПСС Ленина

Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  

НОВЕЙШАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ стр. 315


 


физикой, всецело, по словам самого Рея, стоящей на точке зрения "механизма". С од­ной стороны, теория Пуанкаре способна служить опорой философского идеализма, с другой стороны, она совместима с объективным толкованием слова "опыт". С одной стороны, эти дурные фидеисты извратили смысл слова "опыт" путем незаметных укло­нений, отступая от правильного взгляда, что "опыт есть объект"; с другой стороны, объективность опыта значит только, что опыт есть ощущения, — с чем вполне согласен и Беркли, и Фихте!
Рей запутался потому, что поставил себе неразрешимую задачу: "примирить" проти­воположность материалистической и идеалистической школы в новой физике. Он пы­тается ослабить материализм неомеханистской школы, подводя под феноменализм взгляды физиков, считающих свою теорию снимком с объекта . И он пытается осла­бить идеализм концептуалистской школы, отсекая самые решительные заявления ее сторонников и толкуя остальные в смысле стыдливого материализма. До какой степени фиктивно при этом, вымученно
"Примиритель" А. Рей не только набросил флер на постановку вопроса философским материализ­мом, но обошел также и наиболее ярко выраженные материалистические заявления французских физи­ков. Он не упомянул, например, об Альфреде Корню (A. Cornu), умершем в 1902 году. Этот физик встре­тил оствальдовское "разрушение (или преодоление, Überwindung) научного материализма" презритель­ным замечанием о претенциозном фельетонном трактовании вопроса (см. "Revue générale des sciences", 1895, p. 1030—1031 ("Всеобщее Научное Обозрение", 1895, стр. 1030—1031. Ред.)). На международном конгрессе физиков в Париже в 1900 году А. Корню сказал: "... Чем больше мы познаем явления природы, тем больше развивается и точнее становится смелое картезианское воззрение на механизм мира: в физи­ческом мире нет ничего, кроме материи и движения. Проблема единства физических сил... снова выдви­гается на первый план после великих открытий, ознаменовавших конец XIX века. Главное внимание на­ших современных вождей науки — Фарадея, Максвелла, Герца (если говорить только об умерших уже знаменитых физиках) — устремлено на то, чтобы точнее определить природу и отгадать свойства неве­сомой материи (matière subtile), носителя мировой энергии... Возвращение к картезианским идеям оче­видно..." ("Rapports présentés au Congrès International de Physique", P., 1900, t. 4-me, p. 7 ("Доклады, пред­ставленные международному физическому конгрессу", Париж, 1900, т. 4, стр. 7. Ред.)). Люсьен Пуанкаре в своей книге о "Современной физике" справедливо отмечает, что эта картезианская идея была воспри­нята и развита энциклопедистами XVIII века {Lucien Poincaré. "La physique moderne", P., 1906, p. 14), но ни этот физик, ни А. Корню не знают о том, как диалектические материалисты Маркс и Энгельс очисти­ли эту основную посылку материализма от односторонностей механического материализма.




Предыдущая страница ... 314
Следующая страница ... 316
Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински