| "...
Можно сказать, например, что эфир имеет не меньше реальности, чем какое угодно
внешнее тело" (270).
Какой бы шум подняли махисты, если бы это сказал материалист! Сколько бы
тут было беззубых острот
насчет "эфирного материализма" и т. п. Но основоположник новейшего
эмпириосимволизма через пять страниц уже вещает: "Все, что не есть мысль, есть
чистое ничто; ибо мы не можем мыслить ничего, кроме мысли" (276). Ошибаетесь,
г. Пуанкаре: ваши произведения доказывают, что есть люди, которые могут мыслить
только бессмыслицу. К числу этих людей принадлежит известный путаник Жорж
Со-рель, который утверждает, что "две первые части" книги Пуанкаре о ценности
науки "написаны в духе Леруа" и что поэтому
обоим этим философам можно "помириться" на следующем: попытка установить тождество между наукой и миром есть
иллюзия, не нужно ставить вопроса о том, может ли наука познавать
природу, достаточно соответствия науки с нами создаваемыми механизмами (Georges Sorel: "Les préoccupations
métaphysiques des physiciens modernes", P., 1907, p. 77, 80, 81*).
Но если "философию" Пуанкаре достаточно только отметить и пройти
мимо, то на сочинении А. Рея необходимо подробно остановиться. Мы уже указали,
что два основные направления в современной
физике, которые Рей называет "концептуалистским" и "неомеханистским", сводятся
к различию идеалистической и материалистической гносеологии. Мы должны
посмотреть теперь, как позитивист Рей решает задачу, диаметрально
противоположную задаче спиритуалиста Дж. Уорда, идеалистов Г. Когена и Э. Гартмана,
именно: не подхватить философских ошибок новой физики, уклона ее в сторону
идеализма, а исправить эти ошибки, доказать незаконность идеалистических (и фидеистических) выводов из новой физики.
Через
все сочинение А. Рея красной нитью проходит признание того факта, что за новую теорию физики
— Жорж
Сорель. "Метафизические предрассудки современных физиков", Париж, 1907,
стр. 77, 80, 81. Ред.
Предыдущая страница ... 309
Следующая страница ... 311
|