В.И.Ленин ПСС т.18 НОВЕЙШАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

ПСС Ленина

Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  

НОВЕЙШАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ стр. 297


 


фокуснически, много лучше наших махистов (т. е. путаных идеалистов) — прямой и открытый идеалист Уорд ловит слабые места "стихийного" естественноисторического материализма, например, неумение разъяснить соотношение относительной и абсолют­ной истины. Уорд кувыркается и объявляет, что раз истина относительна, приблизи­тельна, только "нащупывает" суть дела, — значит, она не может отражать реальности! Чрезвычайно верно зато поставлен спиритуалистом вопрос об атомах и пр., как "рабо­чей гипотезе". Большего, чем объявления понятий естествознания "рабочими гипоте­зами", современный, культурный фидеизм (Уорд прямо выводит его из своего спири­туализма) не думает и требовать. Мы вам отдадим науку, гг. естествоиспытатели, от­дайте нам гносеологию, философию, — таково условие сожительства теологов и про­фессоров в "передовых" капиталистических странах.
Что касается до других пунктов гносеологии Уорда, связываемых им с "новой" фи­зикой, то сюда приходится еще отнести его решительную борьбу с материей. Что такое материя? Что такое энергия? допрашивает Уорд, высмеивая обилие и противоречивость гипотез. Эфир или эфиры? какая-нибудь новая "совершенная жидкость", которую про­извольно награждают новыми и невероятными качествами! И вывод Уорда: "Мы не находим ничего определенного, кроме движения. Теплота есть вид движения, эластич­ность есть вид движения, свет и магнетизм есть вид движения. Сама масса оказывается даже в конце концов, как предполагают, видом движения — движения чего-то такого, что не есть ни твердое тело, ни жидкость и не газ, — само не есть тело и не агрегат тел, — не феноменально и не должно быть нуменально, — настоящее apeiron (термин гре­ческой философии = бесконечное, беспредельное), к которому мы можем прилагать наши собственные характеристики" (I, 140).
Спиритуалист верен себе, отрывая движение от материи. Движение тел превращает­ся в природе в движение
В первом издании Лениным переведено: не поддающееся опыту, непознаваемое. Ред.




Предыдущая страница ... 296
Следующая страница ... 298
Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински