|
Опыты физиков дают
материал для исчисления быстроты движения электронов и их массы (или отношения их массы к их электрическому
заряду). Быстрота движения оказывается сравнимой с быстротой света (300
000 километров в секунду), например, доходящей до трети этой быстроты. При
таких условиях приходится принимать во внимание
двоякую массу электрона соответственно необходимости преодолеть инерцию,
во-первых, самого электрона и, во-вторых, эфира. Первая масса будет реальной
или механической массой электрона, вторая — "электродинамической
массой, представляющей инерцию эфира". И вот, первая масса оказывается равной
нулю. Вся масса электронов, или, по крайней мере, отрицательных электронов,
оказывается по происхождению своему всецело и исключительно
электродинамической. Исчезает масса. Подрываются
основы механики. Подрывается принцип Ньютона, равенство действия и противодействия, и т. д.96
Перед
нами, — говорит Пуанкаре, — "руины" старых принципов физики, "всеобщий разгром
принципов". Правда, — оговаривается он, — все указанные исключения из принципов
относятся к величинам бесконечно малым, — возможно, что других бесконечно малых, которые противодействуют подрыву
старых законов, мы еще не знаем, — и радий к тому же очень редок, но во
всяком случае "период сомнений" налицо. Гносеологические выводы автора из этого "периода сомнений" мы уже видели:
"не природа дает (или навязывает) нам понятия пространства и времени, а мы
даем их природе"; "все, что не есть мысль, есть чистейшее ничто". Это —
выводы идеалистические. Ломка самых основных принципов доказывает (таков ход
мысли Пуанкаре), что эти принципы не какие-нибудь копии, снимки с природы, не
изображения чего-то внешнего по отношению к сознанию человека, а продукты этого
сознания. Пуанкаре не развивает последовательно этих выводов, не интересуется
сколько-нибудь существенно философской стороной вопроса. На ней подробнейшим
образом останавливается французский
писатель по философским вопросам Абель Рей в своей книге:
Предыдущая страница ... 266
Следующая страница ... 268
|