| "ревизионистского" в установившемся смысле слова, а, напротив,
необходимо требуется марксизмом.
Махистам мы ставим в упрек отнюдь не такой пересмотр, а их чисто
ревизионистский прием — изменять сути материализма под видом критики
формы его, перенимать основные положения реакционной буржуазной
философии без всякой попытки прямо, откровенно и решительно посчитаться с
такими, например, безусловно крайне существенными в данном вопросе,
утверждениями Энгельса, как его утверждение: "... движение немыслимо без
материи" ("Анти-Дюринг", стр. 50) .
Само собою разумеется, что, разбирая вопрос
о связи одной школы новейших физиков с возрождением философского идеализма, мы далеки от мысли
касаться специальных учений физики. Нас интересуют исключительно
гносеологические выводы из некоторых определенных положений и общеизвестных
открытий. Эти гносеологические выводы до такой степени напрашиваются сами
собой, что их затрагивают уже многие физики.
Мало того, среди физиков имеются уже различные направления, складываются определенные
школы на этой почве. Наша задача поэтому ограничивается тем, чтобы отчетливо представить, в чем суть расхождения
этих направлений и в каком отношении стоят они к основным линиям философии.
1. КРИЗИС
СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ
Известный французский физик, Анри Пуанкаре, говорит в своей книге
о "Ценности науки", что есть "признаки
серьезного кризиса" физики, и посвящает особую главу этому кризису (eh. VIII, ср. р. 171). Этот кризис не исчерпывается тем, что "великий
революционер-радий" подрывает принцип сохранения энергии. "Опасности подвергаются
и все другие принципы" (180). Например, принцип Лавуазье, или принцип сохранения массы, оказывается подорванным электронной
теорией материи. По этой теории, атомы образуют мельчайшие частицы, заряженные
положительным или отрицательным электричеством, называемые электронами и
"погруженные в среду, которую мы называем
эфиром".
Предыдущая страница ... 265
Следующая страница ... 267
|