| Маха", как
течения, не только ютящегося под крылышком фидеизма, но и доходящего до
фидеизма. Во-2-х, Богданов абсолютно не знает истории философии, ибо
связать отрицание указанных идей с отрицанием всякой вещи в себе — значит
издеваться над этой историей. Не вздумает
ли Богданов отрицать, что все последовательные сторонники Юма, отрицая всякую вещь в себе, как раз оставляют
место для этих идей? Не слышал ли Богданов о субъективных
идеалистах, отрицающих всякую вещь в себе и, таким образом, отводящих место для
этих идей? "Не может быть места" для этих идей исключительно в философии,
которая учит, что существует только чувственное бытие, — что мир есть
движущаяся материя, — что известный всем и каждому внешний мир, физическое —
есть единственная объективная реальность, т. е. в философии материализма. За
это, как раз за это, воюют с материализмом и рекомендуемые Махом имма-ненты и
ученик Маха Корнелиус и вся профессорская современная философия.
Наши махисты стали отрекаться от Корнелиуса,
когда им указали пальцем на неприличие. Такие отречения не многого стоят. Фридрих Адлер, видимо, не
"предупрежден" и потому рекомендует этого Корнелиуса в социалистическом журнале
("Der Kampf", 1908, 5, S. 235 : "легко читаемое, заслуживающее высокой рекомендации
сочинение"). Через махизм протаскивают в
учителя рабочих прямых философских реакционеров и проповедников фидеизма!
Петцольдт без предупреждений заметил фальшь
Корнелиуса, но его способ борьбы с этой фальшью — прямо перл. Слушайте: "Утверждать, что мир есть
представление" (как утверждают идеалисты, с которыми мы воюем, не шутите!),
"имеет смысл только тогда, если этим хотят
сказать, что он есть представление говорящего или хотя бы всех говорящих (высказывающих), т. е. что он зависит в
своем существовании исключительно от мышления этого лица ила этих лиц:
мир существует
* — "Борьба", 1908, тетрадь 5, стр. 235. Ред.
Предыдущая страница ... 229
Следующая страница ... 231
|