|
philosophie".
Bresl., 1881, S. 181, 325 ). Шуберт-Зольдерн в своих "Основах теории познания"
выводит преэгзистенцию (предсуществование) нашего Я до бытия нашего тела
и постэгзистенцию (послесуществование) Я после тела, т. е. бессмертие
души (1. с, S. 82) и т. д. В своем "Социальном вопросе"
он рядом с "социальными реформами" защищает
сословное избирательное право против Бебеля, говорит, что "социал-демократы
игнорируют факт, что без божественного дара — несчастья— не было бы счастья" (S. 330), и при этом плачется: материализм-де "господствует" (S. 242), "кто в наше время верит в потустороннюю жизнь, хотя
бы только в возможности, того считают дураком" (ib.).
И вот эдакие-то немецкие Меньшиковы, обскуранты ничуть не менее
высокой пробы, чем Ренувье, живут в прочном конкубинате с эмпириокритиками.
Теоретическое родство их неоспоримо.
Кантианства у имманентов не больше, чем у Петцольдта или Пирсона. Мы видели выше, что они сами признают
себя учениками Юма и Беркли, и такая оценка имманентов общепризнана в
философской литературе. Чтобы показать наглядно, из каких гносеологических
посылок исходят эти соратники Маха и Авенариуса, приведем несколько
теоретических основных положений из сочинений имманентов.
Леклер в
1879 году не выдумал еще названия "имманенты", которое означает собственно "опытный", "данный в опыте" и которое
представляет из себя такую же лживую вывеску для прикрытия гнилья, как лживы
вывески европейских буржуазных партий. В первом своем сочинении Леклер открыто
и прямо называет себя "критическим идеалистом" ("Der Realismus etc.", S. 11, 21, 206 и мн. др.). Канта он критикует
здесь, как мы уже видели, за уступки
материализму, определенно указывая свой путь от Канта к Фихте
и Беркли. Против материализма вообще, и против склонности к материализму большинства естествоиспытателей
—Д-р Вильгельм Шуппе. "Основы этики и философии
права", Бреславль, 1881, стр. 181, 325. Ред.
Предыдущая страница ... 222
Следующая страница ... 224
|