|
когда он всех кантианцев и юмистов того времени (т. е. 80-х годов
прошлого века) отнес к
лагерю жалких эклектиков, крохоборов (Flohknacker, буквально: ущемителъ блохи) и т. п.73 К кому могут и к
кому должны относиться эти характеристики, — об этом наши Ворошиловы подумать
не пожелали. И так как они не умеют думать, то мы им приведем одно наглядное сопоставление. Энгельс не приводит никаких имен,
говоря и в 1888 и 1892 гг. о кантианцах и юмистах вообще74.
Единственная ссылка на книжку у Энгельса, это — ссылка на сочинение Штарке о
Фейербахе, которое разбирал Энгельс. "Штарке, — говорит Энгельс, — усердно
старается защитить Фейербаха от нападений и
учений тех доцентов, которые шумят теперь в Германии под именем философов. Для людей,
интересующихся выродившимся потомством классической немецкой философии, это,
конечно, важно; для самого Штарке это могло казаться необходимым. Но мы пощадим
читателя" ("Ludwig
Feuerbach", S. 2575).
Энгельс
хотел "пощадить читателя", т. е. избавить социал-демократов от приятного
знакомства с выродившимися болтунами, именующими себя философами. Кто же эти представители "выродившегося потомства"?
Открываем
книгу Штарке (С. N. Starke.
"Ludwig Feuerbach", Stuttgart, 1885*)
и читаем постоянные ссылки на сторонников Юма и Канта. От этих двух
линий отгораживает Штарке Фейербаха. Цитирует при этом Штарке А. Риля,
Виндельбанда, А. Ланге (SS. 3, 18—19,
127 и след. у Штарке).
Открываем
книгу Р. Авенариуса "Человеческое понятие о мире", вышедшую в 1891 году, и
читаем на стр. 120 первого немецкого издания: "Конечный результат нашего
анализа находится в соответствии — хотя и не в абсолютном (durchgehend), сообразно с различием точек зрения — с
тем, к чему пришли другие исследователи, как, напр., Э. Лаас, Э. Мах, А. Рилъ, В. Вундт. Ср. также Шопенгауэра".
Над кем смеялся наш
Ворошилов-Юшкевич?
* —К. Н. Штарке. "Людвиг Фейербах", Штутгарт, 1885. Ред.
Предыдущая страница ... 214
Следующая страница ... 216
|