| цизма,
французских и английских представителей этого философского течения. Пуанкаре
говорит, что понятия пространства и времени относительны и что, следовательно (для нематериалистов это действительно
"следовательно"), "не природа дает (или навязывает, impose) нам их" (эти понятия), "а мы даем их
природе, ибо мы находим их удобными" (1. с, р. 6). Разве это не оправдывает
восторга немецких кантианцев? Разве это не подтверждает заявления Энгельса, что
последовательные философские учения должны взять за первичное либо природу,
либо мышление человека?
Вполне определенны воззрения английского
махиста Карла Пирсона. "Мы не можем утверждать, — говорит он, — что пространство и время имеют
реальное существование; они находятся не в вещах, а в нашем способе (our mode) воспринимать вещи" (1. с, р. 184). Это
прямой и откровенный идеализм. "Подобно пространству, время есть один из
способов (буквально: планов, plans), которым
эта великая сортировочная машина, человеческая познавательная способность,
размещает в порядке (arranges)
свой материал" (там же).
Заключительный вывод К. Пирсона, излагаемый им по обыкновению в точных и ясных
тезисах, гласит: "Пространство и время суть не реальности мира явлений (phenomenal world), а способы (модусы, modes), которыми мы воспринимаем вещи. Они не являются ни бесконечными, ни бесконечно
делимыми, будучи по существу своему (essentially) ограничены содержанием наших восприятий"
(р. 191, выводы из главы V о пространстве
и времени).
Добросовестный
и честный враг материализма, Пирсон, с которым, — повторяем, — Мах неоднократно
выражает свое полное согласие, и который прямо говорит о своем согласии с
Махом, — не сочиняет особой вывески для своей философии, а без малейших обиняков называет тех классиков, от которых
он ведет свою философскую линию: Юма и Канта (р. 192)!
И
если в России нашлись наивные люди, поверившие в то, что махизм дал "новое"
решение по вопросу о пространстве и времени, то в английской литературе есте-
Предыдущая страница ... 189
Следующая страница ... 191
|