|
за
"действительностью" объективную реальность, борясь с материализмом, и тайком провозите ее снова, когда надо бороться с
идеализмом последовательным, бесстрашным до конца и открытым! Если в относительном,
релятивном понятии времени и пространства нет ничего, кроме
относительности, если нет объективной (= ни от человека, ни от человечества не зависящей) реальности, отражаемой этими
относительными понятиями, то почему бы человечеству, почему бы большинству
человечества не иметь права на
понятие о существах вне времени и пространства? Если Мах вправе искать атомов
электричества или атомов вообще вне пространства с 3-мя измерениями, то
почему большинство человечества не вправе
искать атомов или основ морали вне пространства с 3-мя измерениями?
"Акушера
такого еще не было, — пишет Мах там же, — который бы помог родам при помощи четвертого измерения".
Прекрасный аргумент — только для тех, кто видит в критерии
практики подтверждение объективной истины, объективной реальности
нашего чувственного мира. Если наши ощущения дают нам объективно верный образ
внешнего мира, существующего независимо от
нас, тогда этот довод с ссылкой на акушера, с ссылкой на всю человеческую
практику, годится. Но тогда весь махизм, как философское направление, никуда не годится.
"Я
надеюсь, — продолжает Мах, ссылаясь на свою работу 1872 года, — что никто не
будет защищать какую-либо чертовщину (die Kosten einer Spukgeschichte bestreiten) при помощи
того, что я говорил и писал по этому вопросу".
Нельзя
надеяться на то, что Наполеон не умер 5 мая 1821 года. Нельзя надеяться на то,
что махизм не будет служить на пользу "чертовщины", когда он уже послужил и продолжает служить на пользу имманентам!
Да и не одним только имманентам, как мы
увидим ниже. Философский идеализм есть только прикрытая, принаряженная
чертовщина. А посмотрите на менее вычурных, чем немецкие представители эмпириокрити-
Предыдущая страница ... 188
Следующая страница ... 190
|