| процессов,
совершающихся в природе" (стр. 281 русск. перевода). И действительно, субъективно-идеалистический характер подобных
положений, близость Маха к договорившемуся до априоризма Петцольдту не
подлежат сомнению.
Идеалист Вундт, имея в виду "принцип экономии мышления",
называет Маха очень метко
"Кантом наизнанку" ("Systematische
Philosophie". Lpz., 1907, S. 128 ): y Канта априори
и опыт. У Маха — опыт и априори, ибо принцип экономии мышления по сути дела
является у Маха априористическим (130). Связь (Verknüpfung) либо есть в вещах, как "объективный закон природы (что Мах решительно отвергает), либо
является субъективным принципом описания" (130). Принцип экономии у
Маха субъективен, и он kommt
wie aus der Pistole geschossen —
является на свет божий неизвестно откуда, как телеологический принцип, могущий
иметь разные значения (131). Вы видите: специалисты философской терминологии не так наивны, как наши махисты, готовые
верить на слово, что "новое" словечко устраняет противоположность
субъективизма и объективизма, идеализма и
материализма.
Наконец, сошлемся еще на английского философа Джемса Уорда,
который сам себя называет без обиняков
спиритуалистическим монистом. Он не полемизирует с Махом, а, напротив,
использует, как увидим ниже, все махистское течение в физике для своей борьбы с материализмом. И он заявляет
определенно, что "критерий простоты" у Маха "является по преимуществу
субъективным, а не объективным" ("Naturalism and Agnosticism", ν. Ι, 3rd ed., p. 82 ).
Что принцип экономии мысли, как основа гносеологии, мог
понравиться немецким кантианцам и английским спиритуалистам, это после всего
вышесказанного не может показаться странным.
Что люди, желающие быть марксистами, сближают политическую экономию
материалиста Маркса с гносеологической экономией Маха, — это чистая юмористика.
—
"Систематическая философия". Лейпциг, 1907, стр. 128. Ред. — "Натурализм
и агностицизм", т. I, 3 изд., стр. 82. Ред.
Предыдущая страница ... 177
Следующая страница ... 179
|