| . *
а в опыте, в
индукции, не a
priori, a a posteriori .
Естествознание ищет причин не вне явлений, не позади них, а в них или
посредством их" (S.
94—95). "Причины суть продукты
мыслительной способности. Но они — не чистые продукты ее, они порождены ею в
союзе с чувственным материалом. Чувственный материал дает порожденной таким образом причине ее объективное существование. Как мы
от истины требуем, чтобы она была
истиной объективного явления, так мы от причины требуем, чтобы она была действительна,
чтобы она была причиной объективно данного следствия" (S. 98—99). "Причина вещи есть ее связь" (S. 100).
Отсюда видно, что г. Гельфонд выставил
утверждение прямо противоположное действительности. Мировоззрение
материализма, излагаемое И. Дицгеном, признает, что "причинная зависимость" содержится "в
самих вещах". Для махистской окрошки г. Гельфонду
понадобилось спутать материалистическую и идеалистическую линию в вопросе о причинности.
Перейдем
к этой второй линии.
У Авенариуса ясное заявление исходных пунктов его философии по
этому вопросу находится в первом его
сочинении: "Философия, как мышление о мире сообразно принципу наименьшей
траты сил". В § 81 читаем: "Не ощущая (не познавая в опыте: erfahren) силы, как чего-то вызывающего движение, мы
не ощущаем и необходимости какого бы то ни было движения... Все, что мы
ощущаем (erfahren), это — что одно следует за другим". Перед
нами юмовская точка зрения в самом чистом виде: ощущение, опыт ничего не
говорят нам ни о какой необходимости. Философ, утверждающий (на основании принципа "экономии мысли"), что
существует только ощущение, не мог прийти ни к какому иному выводу.
"Поскольку, — читаем дальше, — представление о причинности требует силы
и необходимости или принуждения, как интегральных составных частей для определения следствия, постольку и оно падает вместе
с ними" (§ 82). "Необходимость остается, как
— не до опыта, а после опыта. Ред.
Предыдущая страница ... 161
Следующая страница ... 163
|