|
свои
ощущения" (Фейербах, Werke,
X. Band, S. 185). И Фейербах возражает: человек не абстрактное Я, а либо мужчина, либо женщина, и вопрос о том,
есть ли мир ощущение, можно приравнять к вопросу: есть ли другой человек мое
ощущение или наши отношения на практике доказывают обратное? "В том-то
и состоит коренная ошибка идеализма, что он ставит и разрешает? вопрос об
объективности и субъективности, о действительности или недействительности мира
только с теоретической точки зрения" (189, там же). Фейербах берет учет всей
совокупности человеческой практики в основу теории познания. Конечно, —
говорит он, — и идеалисты признают на практике реальность и нашего Я и
чужого Ты. Для идеалистов "это точка зрения, годная только для жизни, а
не для спекуляции. Но спекуляция, становящаяся в противоречие с жизнью,
делающая точкой зрения истины точку зрения смерти, души, отделенной от тела, —
такая спекуляция есть мертвая, фальшивая спекуляция" (192). Прежде, чем ощущать,
мы дышим; мы не можем существовать без
воздуха, без пищи и питья.
"Так,
значит, речь идет о пище и питье при разборе вопроса об идеальности или реальности
мира? — восклицает возмущенный идеалист. — Какая низость! Какое нарушение доброго обычая изо всех сил ругать
материализм в научном смысле с кафедры философии
и с кафедры теологии, с тем, чтобы за табльдотом практиковать материализм
в самом грубом смысле" (195). И Фейербах восклицает, что приравнивать субъективное ощущение к объективному миру "значит
приравнивать поллюцию к деторождению" (198).
Замечание не из очень вежливых, но оно попадает не в
бровь, а в глаз тем философам,
которые учат, что чувственное представление и есть вне нас существующая действительность.
Точка зрения жизни, практики должна быть первой и
основной точкой зрения теории познания. И она приводит неизбежно к материализму,
отбрасывая с порога бесконечные
измышления профессорской схоластики. Конечно, при этом не надо забывать, что критерий
Предыдущая страница ... 144
Следующая страница ... 146
|