|
верного об
их источнике или об их оригинале и т. п. И если Мах придает великое значение своему расхождению с Миллем по указанному
вопросу, то это именно потому, что Мах подходит под характеристику,
данную ординарным профессорам Энгельсом: Flohknacker, блоху вы ущемили, господа, внося поправочки и меняя номенклатуру
вместо того, чтобы покинуть основную
половинчатую точку зрения!
Как
же опровергает материалист Энгельс, — в начале статьи Энгельс открыто и решительно
противопоставляет свой материализм агностицизму, — изложенные доводы?
"... Слов
нет, — говорит он, — это такая точка зрения, которую трудно, по-видимому,
опровергнуть одной только аргументацией. Но прежде чем люди стали аргументировать,
они действовали. "В начале было дело". И человеческая деятельность разрешила это затруднение задолго до того, как
человеческое мудрствование выдумало его. The proof of the pudding is in the eating"
(доказательство для пудинга
или испытание, проверка пудинга состоит в
том, что его съедают). "В тот момент, когда, сообразно воспринимаемым
нами свойствам какой-либо вещи, мы употребляем ее для себя, — мы в этот самый момент подвергаем безошибочному
испытанию истинность или ложность наших чувственных восприятий. Если эти
восприятия были ложны, то и наше суждение о возможности использовать
данную вещь необходимо будет ложно, и всякая попытка такого использования
неизбежно приведет к неудаче. Но если мы достигнем нашей цели, если мы найдем, что вещь соответствует нашему
представлению о ней, что она дает тот результат, какого мы ожидали от ее
употребления, — тогда мы имеем положительное
доказательство, что в этих границах наши восприятия о вещи и ее свойствах совпадают
с существующей вне нас действительностью...".
Итак, материалистическая теория, теория отражения предметов
мыслью, изложена здесь с полнейшей ясностью: вне нас существуют вещи. Наши
восприятия и представления — образы их. Проверка этих образов,
Предыдущая страница ... 108
Следующая страница ... 110
|