ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 98
| Энгельса,
совершенно игнорировали Фейербаха и топтались исключительно кругом да около
Плеханова. Это именно топтанье, скучная и мелкая грызня, придирки к ученику
Энгельса, при трусливом увертываньи от прямого разбора взглядов учителя. И так
как задача настоящих беглых заметок
показать реакционность махизма и правильность материализма Маркса и Энгельса, то мы оставим в стороне возню махистов,
желающих быть марксистами, с Плехановым и обратимся прямо к Энгельсу,
опровергаемому эм-пириокритиком г. В. Черновым. В его "Философских и
социологических этюдах" (М., 1907 — сборник статей, написанных за немногими
исключениями до 1900 года) статья: "Марксизм и трансцендентальная философия"
прямо начинается с попытки противопоставить Маркса Энгельсу и с обвинения
последнего в "наивно-догматическом материализме", в "грубейшей
материалистической догматике" (стр. 29 и 32). Г-н В. Чернов объявляет
"достаточным" примером рассуждение Энгельса против кантовской вещи в себе и
против философской линии Юма. С этого рассуждения мы и начнем.
В своем "Людвиге Фейербахе" Энгельс объявляет основными
философскими направлениями материализм и
идеализм. Материализм берет природу за первичное, дух — за вторичное, на
первое место ставит бытие, на второе — мышление. Идеализм поступает обратно.
Это коренное различие "двух больших лагерей", на которые делятся философы "различных школ" идеализма и
материализма, Энгельс ставит во главу угла, прямо обвиняя в "путанице" тех, кто в ином смысле употребляет выражения
идеализм и материализм.
"Высший
вопрос всей философии", "великий коренной вопрос всей, в особенности новейшей,
философии", — говорит Энгельс, — есть "вопрос об отношении мышления к бытию,
духа — к природе". Разделив философов на "два больших лагеря" по этому
основному вопросу, Энгельс указывает, что "есть и другая сторона" основного
философского вопроса, именно: "как относятся наши мысли об окружающем нас мире
к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать дей-
Предыдущая страница ... 96
Следующая страница ... 99
|
|