|
признание
вещей за пределами чувственных восприятий Пирсон объявляет метафизикой. С
материализмом (не зная ни Фейербаха, ни Маркса — Энгельса) Пирсон воюет самым
решительным образом, — доводы не отличаются от разобранных выше. Но Пирсону до такой степени чуждо при этом всякое
желание подделаться под материализм (специальность русских махистов),
Пирсон до такой степени... неосторожен, что, не выдумывая "новых" кличек для
своей философии, он просто объявляет взгляды как свои, так и Маха "идеалистическими"
(р. 326 цит. изд.)! Свою родословную Пирсон прямо ведет от Беркли и Юма. Философия Пирсона, как мы неоднократно
увидим ниже, отличается гораздо большей цельностью и продуманностью,
чем философия Маха.
С французскими физиками П. Дюгемом и Анри Пуанкаре Мах
специально выражает свою
солидарность . О философских взглядах этих писателей, особенно сбивчивых и
непоследовательных, нам придется говорить в главе о новой физике. Здесь
достаточно отметить, что для Пуанкаре вещи суть "группы ощущений" и что
подобный взгляд мимоходом высказывает и
Дюгем
Перейдем к тому, каким образом Мах и Авенариус, признав
идеалистический характер
своих первоначальных взглядов, поправляли их в последующих своих
сочинениях.
2. "ОТКРЫТИЕ
ЭЛЕМЕНТОВ МИРА"
Под таким заглавием пишет о Махе
приват-доцент Цюрихского университета Фридрих Адлер, едва ли не единственный немецкий писатель, желающий
тоже
* "Анализ
ощущений", стр. 4. Ср. предисловие к "Erkenntnis
und Irrtum", изд. 2-е.
" Henri Poincaré. "La Valeur de la Science", Paris, 1905 (есть русский перевод), passim (Анри Пуанкаре. "Ценность науки", Париж, 1905, в ряде мест. Ред.).
*** P. Duhem. "La théorie physique, son objet et sa structure",
P., 1906. Ср. pp. 6, 10 (П. Дюгем. "Теория
физики, ее предмет и строение", Париж, 1906. Ср. стр. 6, 10. Ред.).
Предыдущая страница ... 46
Следующая страница ... 48
|