| писал (по
забывчивости!) в "Эмпириомонизме": "Как известно, энергия внешнего раздражения, преобразованная в концевом аппарате
нерва в недостаточно еще изученную, но чуждую всякого мистицизма, "телеграфную"
форму нервного тока, достигает прежде всего нейронов, расположенных в
так называемых "низших" центрах — ганглиоз-ных, спинномозговых,
субкортикальных" (кн. I, изд. 2, 1905,
стр. 118).
Для всякого естествоиспытателя, не сбитого с
толку профессорской философией, как и для всякого материалиста, ощущение есть действительно
непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии
внешнего раздражения в факт сознания. Это
превращение каждый человек миллионы раз наблюдал и наблюдает действительно
на каждом шагу. Софизм идеалистической философии состоит в том, что ощущение принимается не за связь сознания с
внешним миром, а за перегородку, стену, отделяющую сознание от внешнего
мира, — не за образ соответствующего ощущению внешнего явления, а за
"единственно сущее". Авенариус придал лишь чуточку измененную форму этому
старому софизму, истрепанному еще епископом Беркли. Так как мы еще не знаем всех условий ежеминутно
наблюдаемой нами связи ощущения с определенным образом организованной
материей, — то поэтому признаем существующим одно только ощущение, — вот к чему
сводится софизм Авенариуса.
Чтобы покончить с характеристикой основных
идеалистических посылок эмпириокритицизма, укажем вкратце на английских и французских представителей
этого философского течения. Про англичанина
Карла Пирсона Мах прямо говорит, что "согласен с его гносеологическими (erkenntniskritischen) взглядами во всех существенных пунктах"
("Механика", цит. изд., стр. IX). К. Пирсон в
свою очередь выражает свое согласие с Махом . Для Пирсона "реальные вещи" суть
"чувственные восприятия" (sense impressions). Всякое
* Karl Pearson. "The Grammar of Science", 2nd
ed., Lond., 1900, p. 326 (Карл Пирсон. "Грамматика науки", 2 изд.,
Лондон, 1900, стр. 326. Ред.).
Предыдущая страница ... 45
Следующая страница ... 47
|