ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 32
| ли,
защищающем непосредственное присутствие и провидение божества? Вообще говоря
(?), о Берклее ли, как философствующем епископе, сокрушающем атеизм, или о
Берклее, как вдумчивом аналитике? С Берклеем, как солипсистом и с проповедником
религиозной метафизики, Мах действительно не имеет ничего общего". Валентинов
путает, не умея дать себе ясного отчета в том, почему ему пришлось защищать
"вдумчивого аналитика" идеалиста Беркли от материалиста Дидро. Дидро отчетливо
противопоставил основные философские направления. Валентинов спутывает их и
при этом забавно утешает нас: "мы не считаем, — пишет он, — за философское
преступление "близость" Маха к
идеалистическим воззрениям Берклея, если бы таковая и в самом деле
существовала" (149). Спутать два непримиримые основные направления в философии,
— какое же тут "преступление"? Ведь к этому сводится вся премудрость Маха и Авенариуса. К разбору этой премудрости мы и
переходим.
Обложка второго
издания книги В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". — 1920 г.
33
ГЛАВА
I
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА. I
1. ОЩУЩЕНИЯ И
КОМПЛЕКСЫ ОЩУЩЕНИЙ
Основные
посылки теории познания Маха и Авенариуса откровенно, просто и ясно изложены ими в их первых философских
произведениях. К этим произведениям мы и обратимся, откладывая до дальнейшего
изложения разбор поправок и подчисток, впоследствии данных этими писателями.
"Задача
науки, — писал Мах в 1872 году, — может состоять лишь в следующем: 1.
Исследовать законы связи между представлениями (психология). — 2. Открывать
законы связи между ощущениями (физика). — 3. Разъяснять законы связи между
ощущениями и представлениями (психофизика)" . Это — вполне ясно.
Предмет физики — связь между ощущениями, а не между вещами или
телами, образом которых являются наши ощущения. И в 1883 году в своей
"Механике" Мах повторяет ту же мысль: "Ощущения — не "символы вещей". Скорее
"вещь" есть мысленный символ для комплекса ощущений, обладающего относительной
устойчивостью. Не вещи (тела), а цвета, звуки, давления, пространства, времена
(то, что мы
Е. Mach. "Die Geschichte und die Wurzel des Satzes von der
Erhaltung der Arbeit". Vortrag gehalten in der K. Böhm. Gesellschaft der
Wissenschaften am 15. Nov. 1871, Prag, 1872, S. 57—58 (Э. Max. "Принцип
сохранения работы, история и корень его". Доклад, читанный в королевском
богемском научном обществе 15 ноября 1871 г., Прага, 1872, стр. 57—58. Ред.).
Предыдущая страница ... 31
Следующая страница ... 34
|
|