|
ные выводы из взгляда на ощущения, как на
единственный источник наших знаний.
В "Разговоре Даламбера и Дидро" этот последний излагает свои
философские взгляды таким
образом: "... Предположите, что фортепиано обладает способностью ощущения и
памятью, и скажите, разве бы оно не стало тогда само повторять тех арий, которые
вы исполняли бы на его клавишах? Мы — инструменты, одаренные способностью
ощущать и памятью. Наши чувства — клавиши, по которым ударяет окружающая нас
природа и которые часто сами по себе ударяют; вот, по моему мнению, все, что
происходит в фортепиано, организованном подобно вам и мне". Даламбер отвечает,
что такому фортепиано надо бы обладать
способностью добывать себе пищу и производить на свет маленькие
фортепиано. — Без сомнения, — возражает Дидро. Но возьмите яйцо. "Вот что ниспровергает все учения теологии и
все храмы на земле. Что такое это яйцо?
Масса неощущающая, пока в него не введен зародыш, а когда в него введен зародыш,
то что это такое? Масса неощущающая, ибо этот зародыш в свою очередь есть лишь
инертная и грубая жидкость. Каким образом эта масса переходит к другой организации,
к способности ощущать, к жизни? Посредством теплоты. А что производит теплоту?
Движение". Вылупившееся из яйца животное обладает всеми вашими эмоциями, проделывает все ваши действия. "Станете ли
вы утверждать вместе с Декартом, что это — простая машина подражания? Но
над вами расхохочутся малые дети, а философы ответят вам, что если это машина,
то вы — такая же машина. Если вы признаете, что между этими животными и вами
разница только в организации, то вы обнаружите здравый смысл и рассудительность, вы будете правы; но отсюда будет
вытекать заключение против вас, именно, что из материи инертной,
организованной известным образом, под воздействием другой инертной материи,
затем теплоты и движения, получается
способность ощущения, жизни, памяти, сознания, эмоций, мышления". Одно из двух,
— продолжает Дидро: — либо допустить какой-то "скрытый элемент"
Предыдущая страница ... 28
Следующая страница ... 30
|