| основатель меткого и верного выражения "агностицизм", подчеркивает в
своей книге о Юме, что этот
последний, принимая "ощущения" за "первоначальные, неразложимые состояния
сознания", не вполне последователен по вопросу о том, воздействием ли объектов
на человека или творческой силой ума следует объяснять происхождение ощущений.
"Реализм и идеализм он (Юм) допускает как одинаково вероятные гипотезы" . Юм
не идет дальше ощущений. "Цвета красный и синий, запах розы, это — простые
восприятия... Красная роза дает нам сложное восприятие (complex impression), которое
может быть разложено на простые восприятия красного цвета, запаха розы и др." (pp. 64—65, там же). Юм допускает и
"материалистическую позицию" и "идеалистическую" (р. 82): "коллекция
восприятий" может быть порождаема фихтевским "я", может быть "изображением или
хоть символом" чего-то реального (real something). Так
толкует Юма Гексли.
Что касается материалистов, то вот отзыв о Беркли главы
энциклопедистов22 Дидро: "Идеалистами называют философов,
которые, признавая известным только свое существование и существование
ощущений, сменяющихся внутри нас, не допускают ничего другого. Экстравагантная система, которую,
на мой взгляд, могли бы создать только слепые!
И эту систему, к стыду человеческого ума, к стыду философии, всего труднее опровергнуть,
хотя она всех абсурднее" . И Дидро, вплотную подойдя к взгляду современного
материализма (что недостаточно одних доводов и силлогизмов для опровержения
идеализма, что не в теоретических аргументах тут дело), отмечает сходство посылок идеалиста Беркли и сенсуалиста Кондильяка.
Кондильяку следовало бы, по его мнению, заняться опровержением Беркли,
чтобы предотвратить такие абсурд-
77г. Huxley. "Hume",
Lond., 1879, p. 74 (T. Гексли. "Юм", Лондон, 1879, стр. 74. Ред.). " Œuvres complètes de Diderot, éd.
par J. Assézat, Paris, 1875, vol. I,
p. 304
(Дидро. Полное собрание сочинений, изд. Ж. Ассеза, Париж, 1875, т. I, стр. 304. Ред.).
Предыдущая страница ... 27
Следующая страница ... 29
|